К данному виду информации в части, касающейся научно-технической продукции, относятся массогабаритные характеристики изделий, объемно-временные и иные показатели технологических процессов, параметры изготовления и обработки заготовок (резания, фрезерования и т.д.), протекания физических, химических и других процессов.
Рис. 2. Основные объекты информационной базы обеспечения безопасности предпринимательства
Эксплуатационная информация
представляет собой описание профилактических, ремонтных и иных процедур, необходимых для наиболее эффективной эксплуатации оборудования, машин и механизмов или иных изделий, а также процедур ликвидации и утилизации продукции, позволяющих повторить их с тем же эффектом без разрешения владельца информации. Сюда относятся и методические вопросы использования системы безопасности и управления ею.
Для концептуальной, организационной, технологической, характеристической и эксплуатационной видов коммерческой тайны различен принципиальный подход к обеспечению ее экономической и информационной безопасности от несанкционированного доступа. Выделение указанных видов тайны облегчает ее идентификацию, разработку эффективных мер защиты, анализ причин и локализацию последствий утечки информации.
В обобщенном виде основные объекты информационной базы обеспечения безопасности предпринимательства представлены на рис. 2.
К числу источников и носителей информации, составляющей коммерческую тайну, относятся: работники предприятия; служебные печатные документы; технические носители информации; средства вычислительной, организационной и иной техники; образцы продукции предприятия, находящейся в стадии разработки или подготовки к производству; производственные отходы; открытые публикации.
Ценность информации, которой располагает работник, как правило, прямо пропорциональна его должностному положению. Именно в мозгу работника содержится ноу-хау. Вместе с тем работник может выступать и как субъект, осуществляющий несанкционированный доступ к коммерческой тайне, создающий условия для ее утечки по злому умыслу или вследствие неосторожности.
Некоторые виды информации, которые обычно составляют коммерческую тайну (планы, статистика, договоры с партнерами), основными объектами анализа фирменного стиля являются: программа создания фирменного стиля; степень (уровень) разработанности фирменного стиля; материал носителя, из которого изготовлены изделия представляющие фирменный стиль; фирменные ожидания, которые необходимо учитывать в процесс партнерского взаимодействия: финансирование, диверсификация, структурная перестройка, уменьшение налогового бремени, решение функциональных проблем, обеспечение безопасности, увеличение прибыли.
В последнее время промышленный шпионаж приобретает все более глобальные черты. В апреле 1993 года представитель штаб‑квартиры ЦРУ Л. Кристчен в интервью журналу «Форчун» заметил, что американская разведка переносит основной акцент своей деятельности из сферы военно-политической в сферу глобального бизнеса. При этом американским спецслужбам вменяется в обязанность не только проникновение в макроэкономические секреты (передовые технологии, состояние энергетических и сырьевых ресурсов иностранных государств), но и сбор сведений в интересах американских корпораций, которые обеспечивают им преимущества в борьбе с иностранными конкурентами.