Информация не обязательно должна находиться в распоряжении единственного собственника: предприятия-конкуренты могут получить случайно или обосновать логически разными путями, приобрести за деньги и т.д. одни и те же сведения, которые при определенных условиях (также разных для этих предприятий) могут стать для них коммерческой тайной.
Признаки, используемые для определения информации, составляющей коммерческую тайну:
- такая информация не является общеизвестной;
- она полезна для бизнеса;
- владение данной информацией предоставляет преимущества над конкурентами, которые ею не располагают;
- информация прямо относится к какой-либо области деятельности предприятия;
- это специфический товар, имеющий стоимость;
- информация является объектом разумных усилий по ее защите, при этом она совсем не обязательно должна находиться в распоряжении единственного собственника.
Наличие всех указанных признаков следует рассматривать как необходимое условие для того, чтобы соответствующую информацию считать коммерческой тайной.
В рыночной экономике информация становится товаром и обращение ее должно подчиняться законам товарно-денежных отношений, а каждый собственник имеет право защищать свои интересы, согласованные, однако, с интересами других собственников и общества в целом.
С другой стороны, коммерческая тайна не имеет отношения к ограничению гласности.
Понятия «интеллектуальная собственность» и «коммерческая тайна» по своим понятийным полям не пересекаются. Интеллектуальная собственность
возникает в связи с деятельностью в области культуры и науки, коммерческая тайна — в связи с предпринимательской деятельностью. В силу особенностей использования для интеллектуальной собственности имеет значение главным образом форма выражения идеи (информации), существенно менее значимо ее содержание. В отношении коммерческой тайны, напротив, определяющую роль играет содержание идеи (информации), при этом форма ее представления, как правило, значения не имеет. Охрана формы представления коммерческой тайны не предотвращает потери преимуществ над конкурентами в случае получения и использования ими содержательной стороны секретов.
Под профессиональной тайной
понимают сведения, ставшие доступными субъекту в связи с его профессиональной деятельностью. Видом профессиональной тайны являются, в частности, банковская, адвокатская, нотариальная, врачебная тайны. Так, банковской тайной являются прежде всего данные о личности вкладчика, об операциях по счетам в банке. Эти данные выступают в качестве частной, конфиденциальной информации вкладчика, они могут быть его коммерческой тайной, которую банк разглашать не имеет права. В отличие от банковской тайны коммерческая тайна банка — это информация, характеризующая саму Деятельность банка.
В качестве коммерческой тайны банка могут рассматриваться замысел финансовой операции, деловые связи банковской структуры и другие подобного рода сведения. Сведения, полученные в ходе профессиональной деятельности, не могут быть использованы банком в собственных целях без нарушения деловой этики и закона, обладание ими не дает банку преимуществ перед конкурентами, которые не располагают этой информацией. Поэтому такие сведения не могут квалифицироваться как коммерческая тайна. Таким образом, понятия коммерческой и профессиональной тайны не только не тождественны, но даже не являются пересекающимися.