Для успеха любой компании необходим синтез организации, людей и целей
. Именно на это, прежде всего направлен консалтинг.
Теоретически, действия сотрудников консалтинговых фирм направлены на создание организаций, где гармонично сочетаются [11]:
· ожидания владельцев, топ-менеджмента, персонала, клиентов и других заинтересованных сторон
· стратегический замысел и воплощенные результаты
· стратегия управления и организационное устройство
· идеология компании и реальное поведение сотрудников
Для этого консультанты проводят следующие виды работ:
· Диагностика (исследование) существующей бизнес модели
· Бизнес-практикумы по выработке командных управленческих решений
· Коучинг-сессии для руководителей
· Сопровождение рабочих групп по разработке и проведению изменений
Однако, основной проблемой во взаимодействии "консультант - предприниматель" остается низкая информированность предпринимателей о возможностях, которые ему дает система поддержки бизнеса, в том числе и консультационной поддержки.
На старте реформ регулирование предпринимательской деятельностью ограничивалось одним законом "О кооперации". Сейчас этому посвящены уже десятки новых законов. Изменилось и усложнилось налоговое законодательство. И беда не только в том, что законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, стало много, а и в том, что они очень часто противоречат один другому. Нечеткие формулировки, которыми они грешат, дают возможность разноречивого толкования. Это делает особенно актуальным доступность для каждого предпринимателя консалтинговых услуг.
И чем дальше, тем больше предприниматели нуждаются в таких услугах. К тому же законодатель не дает "расслабиться" - только по бухучету выходит такое количество документов, в котором даже специалисту сложно разобраться [2]. Тем более что деятельность хозяйствующих субъектов во всех своих проявлениях регулируется различными отраслями права - гражданского, налогового, административного, таможенного, земельного. Предприниматель постоянно сталкивается с ситуациями, когда требуются самые разные консультации. Если, допустим, встает вопрос о том, правильно ли начислены налоги, нужно знать бухучет как таковой. Только уяснив, каким образом проведена хозяйственная операция, можно понять, правильно ли начислен налог. А если речь идет о недвижимости, базовым становится вопрос оценочной деятельности. Предпринимателю нужен пакет услуг в комплексе. К примеру, его не интересует договор как просто договор, а бухгалтерская проводка как проводка. Его в конечном итоге интересуют деньги. И все, что связано с этими деньгами, базируется на фундаменте законодательных актов. А проблема как раз в том, чтобы оказывать комплексные услуги. Причем, начинающим предпринимателям нужны иные услуги, чем крепко стоящим на ногах. Начинающие обращаются к услугам достаточно простым, а уже состоявшийся предприниматель готов платить больше за эксклюзивную информацию, правда, у него более высокие требования к качеству консалтинга.
В большинстве случаев заказчик консалтинговых услуг хочет видеть на выходе финансовое обоснование того, что предлагает консультант после проведения изысканий. То есть, в большинстве случаев, заказчику требуется бизнес-план проекта. Все прочие работы: маркетинговые исследования, разработка концепции и прочее, – составные части для формирования финансово-экономической модели бизнес-плана реализации проекта.
Однако, в настоящее время, когда мы находимся в ситуации общемирового экономического кризиса, усилия компаний направлены на выживание и минимальное развитие. Это то, что называют антикризисным управлением, которое кардинально отличается от управления в условиях стабильности или роста рынков. Основная трудность для компаний заключается в том, что в очень сжатые сроки, нужно очень оперативно принимать оптимальные решения. Справиться с этой задачей без посторонней помощи руководителю, погруженному в оперативное управление, зачастую может быть достаточно проблематично. В такой ситуации нужно использовать потенциал, опыт и профессионализм консалтинговой компании для быстрого повышения внутренней эффективности бизнеса [4].
По сути, экономический кризис - очень мощный мотив, который заставляет компании обратить внимание на самих себя и начать действовать. В условиях кризиса просто необходимо провести мероприятия по повышению внутренней эффективности, по оптимизации деятельности - все то, до чего в "мирное" время руки не доходили. Когда рынки развивались и бурно росли, иногда оставалась незамеченной низкая эффективность, например, отсутствие рентабельности некоторых направлений бизнеса, продуктовых линий или региональных офисов. С точки зрения рыночных тенденций было позволительно уделять больше внимания внешнему росту, чем внутренней эффективности. А в условиях кризиса без концентрации внимания на внутренних проблемах предприятия просто не выжить.