Среди вопросов, относящихся к управленческому экономическому анализу, наиболее значительным представляется блок так называемого управленческого операционного, или производственного, анализа, объектом изучения которого служат взаимосвязи объемов и структуры производства продукции, затрат и операционной прибыли.
Осуществление любого вида предпринимательской деятельности приводит к возникновению затрат, которые должны покрываться продажами (выручкой). Если сумма выручки оказывается больше понесенных затрат, то итогом становится так называемая операционная прибыль (финансовый результат от обычной деятельности).
Операционный анализ позволяет установить причины формирования полученной операционной прибыли, количественно оценить воздействие производственных факторов на ее динамику, обосновать ее прогнозное значение с учетом выявленных зависимостей.
Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить несколько подходов к их изучению. Затраты характеризуют объем ресурсов в денежном выражении, использованных на производство и сбыт продукции за определенный период, и трансформируются в системе учетной информации организации в экономический показатель - себестоимость.
Показатель себестоимости утратил свое нормативное определение, тем не менее величина себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг имеется в нормативно регулируемом бухгалтерском Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отражает величину производственных затрат предприятия, признанных расходами в данном отчетном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой. При формировании показателей себестоимости для организаций различной отраслевой принадлежности немаловажное значение имеют отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которые не имеют нормативного статуса, а являются рекомендациями.
Понятие себестоимости представляет собой, прежде всего категорию управленческого учета и анализа. В связи с этим внутренней учетной политикой каждое предприятие предусматривает формирование разных ее показателей, которые могут быть востребованы на определенных уровнях управления.
Актуальность темы: в рамках операционного анализа первичным выступает показатель объема производства (объема произведенной продукции), так как от него напрямую зависит величина израсходованных на создание продукции сырья, материалов, трудо- и энергозатрат и других дополнительных затрат, без которых создать и реализовать продукцию невозможно (аренда и содержание производственных помещений, амортизация основных производственных средств, трудозатраты управленческого и вспомогательного персонала, реклама и транспортировка продукции и т.д.). Характер зависимости перечисленных и многих других операционных затрат от изменения объемов и структуры выпускаемой предприятием продукции и финансовые последствия этого - вот что является предметом изучения операционного анализа.
Цель данной дипломной работы - исследовать приемы использования операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции, дать рекомендации по совершенствованию приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
рассмотреть сущность и классификация затрат на производство и реализацию продукции;
исследовать приемы и показатели операционного анализа;
дать организационно-экономическую характеристику ООО "Павловскинвест";
проанализировать структуру и динамику затрат на производство;
изучить деятельность финансовых служб по управлению затратами;
выработать рекомендации по оптимизации величины себестоимости продукции на основе анализа соотношения "затраты - объем - прибыль".
Для решения выше перечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО "Павловскинвест" за 2005-2007 годы.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью "Павловскинвест".
Предмет дипломной работы: использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции.
При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Работа написана на базе учебной литературы, периодической литературы и статистических данных предприятия, с использованием законодательных актов, положения и инструкций, методологических основ следующих авторов: Гавриловой А.Н., Лихачевой О.Н., Карасевой И.М., Поповой Р.Г., Шеремет А.Д., Красова О.С. и других.
Первая глава посвящена теоретическим основам операционного анализа, его приемам и показателям. Во второй главе рассмотрен анализ уровня и влияние затрат на финансовые результаты деятельности ООО "Павловскинвест". В третьей главе разработаны рекомендации по оптимизации величины себестоимости продукции на основе анализа соотношения "затраты - объем - прибыль".
Теоретические основы использования операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции