В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.
Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т.е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).
Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:
текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, "интервала выживаемости";
обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;
оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.
Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые - к постоянным.
Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.
1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:
издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;
переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;
постоянные остаются неизменными при любых колебаниях;
продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.
2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:
ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;
эффективность деятельности постоянна;
цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;
единственный показатель, влияющий на себестоимость, - объем продаж;
уровень запасов на начало, и конец периода принимается неизменным;
нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.
Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности - область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.
Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например, из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.
Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.
График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.