В условиях рынка управление затратами и прибылью является важнейшей стратегией выживания предприятия. Одним из эффективных инструментов такого управления является сегментарный анализ.
Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа, основным принципом которого является последовательное разложение, расчленение исследуемого объекта и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведение маржинального дохода.
Такой анализ осуществляется на основе сегментированной отчетности, т.е. отчетности, составляемой по тем предметам деятельности, информация о затратах и доходах которых интересует менеджеров. В качестве таких предметов могут выступать структурные единицы, виды продукции, производственные линии, клиенты, сбытовые территории. Высокая степень аналитичности при этом достигается в том случае, когда информация о затратах, продажах и соответственно доходах постепенно конкретизируется по мере перехода к более детальным сегментам хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Например, в первую очередь анализируется отчет, в котором сегментами являются заводы, входящие в состав компании, затем по каждому заводу в качестве сегментов рассматриваются выпускаемые виды продукции. По каждому виду продукции, в свою очередь, проводится детализация в разрезе сбытовых территорий и т.д. При составлении сегментированной отчетности показывается величина маржинального дохода (суммы покрытия), приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или компании в целом. Возможны два подхода к составлению и соответственно анализу сегментированной отчетности. В первом случае используется так называемый простой (одноступенчатый) расчет маржинального дохода, когда для каждого сегмента такой доход определяется как разность между объемом его продаж и переменными затратами. При этом постоянные затраты на сегменты не относятся, т.е. рассматриваются как нераспределяемые и вычитаются из суммы маржинальных доходов, полученных всеми сегментами.
Сделаем расчет одноступенчатого сегментарного анализа для ООО "Павловскинвест" за 2007 год.
В качестве сегментов, рассмотрим мельницу №1, выпускающую муку из зерна пшеницы и мельницу №2, выпускающую крупы различных видов (таблица 20).
Таблица 20 - Одноступенчатый сегментарный анализ
Показатели |
Мельница №1 (мука) |
Мельница №2 (крупа) |
Всего по предприятию | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1. Выручка от продаж |
59001 |
100 |
7122 |
100 |
66123 |
100 |
2. Переменные затраты |
51724 |
87,6 |
6213 |
87,2 |
57937 |
87,5 |
3. Маржинальный доход 1 |
7277 |
12,4 |
909 |
12,8 |
8186 |
12,5 |
4. Постоянные затраты |
- |
- |
- |
- |
1510 |
2,3 |
5. Операционная прибыль |
- |
- |
- |
- |
6676 |
10.1 |