Первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в работе. Если после тренинга участники чувствуют "крылья за спиной", обучение прошло правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через латентный период знания и навыки обязательно проявятся на практике. Тренер поддерживает слушателей следующими фразами:
"Делайте, все у вас получится";
"В обучении сначала — зона дискомфорта, потом возникает навык";
"Тяжело в учении — легко в бою!".
Позитивность как обязательная ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут. Важно, чтобы она была искренняя, настоящая. Профессиональная отстраненная клиентоориентированность не сработает: люди нуждаются в реальном позитивном принятии.
Здесь следует соблюдать такт. Нарушать "закон территории" и сокращать дистанцию, принятую в деловом общении, не следует (люди будут чувствовать себя неловко).
Уважительное и позитивное принятие тренером всех слушателей без исключения и отсутствие "фаворитов" создают на тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают, что они пришли не для борьбы и конкуренции, а для обучения и обмена информацией. Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, я иногда говорю так: "Дикие животные во время пожара собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В этот момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы собрались вокруг информационного потока". Если в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: "Я — гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война — в офисах, здесь — временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!" После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом, начинает работать фактор "группового ресурса". Состояние развития — важный фактор тренинга. Чтобы оно возникло у слушателей, нужен "живой носитель", транслирующий это состояние и заражающий им. Развитие — это стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость, динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость.
Если в центре стоит развивающийся человек, у него можно перенять способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Это ускорит позитивные изменения в сознании участников. В жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов может происходить долго и с сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается быстро и легко. Нередко я говорю на тренинге: "У каждого человека семь гениев! Наша задача — реализовать хотя бы одного из них!" Многие известные люди подчеркивают исключительную важность развивающего обучения. Спортивный тренер Татьяна Тарасова говорит: "Тренер поднимает ученика своей личностью". "Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог", — пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе. Слушателям тренинга необходимо удержать яркое состояние развития и перенести его в процесс работы. Если это удается, то гораздо легче проводить "мозговые атаки" и принимать новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, активизируя себя, создает чувство радости и уверенности.