Бизнес-тренер должен быть интересен своим слушателям не только как профессионал, но прежде всего как личность. Тренинги посещают успешные люди, с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр группы, должен быть одним из них и в то же время тем, кто заслужил право вести за собой.
Что делает тренера интересным для слушателей? Исходя из своего опыта могу сказать, что слушатели хотят:
видеть человека, обладающего внутренней свободой и раскованностью;
общаться с уверенным в себе человеком;
получить подтверждение, что оптимизм помогает строить успешную карьеру;
стать участниками позитивных взаимодействий в группе, почувствовать себя комфортно;
подключиться к внутреннему состоянию развития, которым обладает тренер.
Внутренняя свобода и раскованность привлекают всегда и везде, и особенно на тренинге. В первые минуты общения люди настраиваются на особый "канал", по которому они получают информацию о степени внутренней свободы тренера. Даже если тренер говорит умные и полезные вещи, но при этом зажат и несвободен, слушать его не будут, и наоборот, можно транслировать обычную информацию, но сопроводить ее внутренней мощью свободы и раскованности — тогда успех обеспечен.
Внутренняя свобода и раскованность — одна из базовых потребностей современных людей. Они посещают тренинги не только с целью получения новых знаний и навыков. Хорошо, если для создания свободного пространства в обучении тренер будет говорить:
"У каждого свое мнение и своя позиция";
"У вас интересная идея, аргументируйте";
"Разверните свои размышления, если вы думаете по-другому".
Уверенность тренера в себе — востребованная ценность. Сыграть ее нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Если внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга обнаружится, что за игрой скрывается слабость и неуверенность, и восстановить свое достоинство в группе будет очень трудно.
Представьте, что у вас случились неполадки со здоровьем, и вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал вас прослушивать и в замешательстве спрашивает: "Не знаю, что у вас: то ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…" Поверите вы такому врачу? Пойдете за ним? Скорее нет, но если и пойдете, то грустно и обреченно.
Так и на тренинге: группа следует только за сильным и уверенным тренером-лидером.
Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства, — осознание своей миссии в профессии. Мотивация общего дела, которое всегда важнее единичного и субъективного, притягивает людей и создает базовую уверенность самого "носителя". Если служение общему делу истинное и ненаигранное, то коллективное бессознательное дает тренеру уверенность в себе: "Это нужно не только мне, но и другим! Я делаю важное дело, необходимое людям!" Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при возражениях, со знанием дела обосновывает свою позицию. Удачные фразы:
"Опыт показывает, что…";
"Я продумал(а) этот вопрос. Мое мнение заключается в том, что…";
"Для подкрепления своей позиции я готов(а) сформулировать такие аргументы…".
Оптимизм как вера в успех обучения всегда лучше пессимизма и жесткой критики со стороны обучающего.
Если тренер будет только критиковать, пользуясь положением, слушатели будут дольше усваивать информацию, с трудом формировать навыки. Конечно, ограничиваться только похвалой не стоит. Необходимо обозначать направление движения и выражать уверенность в том, что все обязательно получится. Усилия и активность всегда дадут позитивные результаты. В условиях интенсивного погружения в содержание (особенно в начале тренинга) в сознании многих людей возникает неразбериха, которая только со временем структурируется в знания и опыт.