На внешнефирменное обучение было использовано 340 270 тыс. руб., расходы на внутрифирменное обучение (оплата наставникам) 150 922 руб.
За 2009 г. были награждены 933 работника предприятия, в т.ч. наградами предприятия – 789 человек, наградами ЧР – 82 человека, наградами РФ – 62 человека. Количество работников, отмеченных наградами выросло на 1,51%.
В рамках Программы об организации временного трудоустройства работников предприятие организовало временные работы на сумму 24 839,2 тыс. руб., стажировки на 268,7 тыс. руб., общественные работы на 204,3 тыс. руб. В целом по всем видам программ - 25 312,2 тыс. руб.
Предприятие содержит следующие объекты социальной сферы: теплично-парниковое хозяйство, туристическую базу отдыха «Солнышко».
Услугами социальной сферы пользуются работники предприятия, члены их семей, ветераны.
Денежные поступления от деятельности объектов социальной сферы за отчетный период составили 3,8 млн. руб.
В 2010 г. одним из главных направлений кадровой политики будет реализация программы «Универсализация рабочих мест и профессий». В рамках этого проекта планируется проведение следующего комплекса мероприятий:
- повышение квалификации работников, освоение «вторых» профессий;
- увеличение производительности труда работников за счет расширения зон самообслуживания, перехода на самоконтроль и т.д.;
- материальное стимулирование рабочих;
- улучшение эргономики рабочих мест персонала;
- оптимизация производственных процессов.
Также планируется обеспечить более тесное взаимодействие с учебными заведениями для обеспечения предприятия запасом квалифицированных специалистов на перспективу.
Выполнен комплекс цеховых мероприятий, направленных на улучшение состояния охраны труда. По результатам трехступенчатого контроля внедрено более тысячи двухсот организационно-технических мероприятий.
На мероприятия по охране труда направлено 37 656,29 тыс. руб.
Для повышения безопасности движения транспортных средств проводились весенний и осенний техосмотры транспорта, переаттестация водителей авто- и электротранспорта на знание правил дорожного движения.
Осуществлялся контроль за соблюдением в подразделениях требований стандартов безопасности труда, в соответствии с требованиями настоящего времени переработана система управления охраной труда и промышленной безопасности на предприятии.
Проводимая на предприятии работа по охране труда позволила удержать производственный травматизм в 2009 г. на уровне 2008 г., что значительно ниже среднего значения по Чувашской Республике.
Кадровая политика предприятия реализуется по следующим направлениям: планирование потребности в персонале, формирование кадрового потенциала, организация адаптации, оценка персонала, его развитие, мотивация.
Документационное обеспечение кадровой работы осуществляет секретарь. Кадровое делопроизводство ОАО «ЧАЗ» основывается на следующих документах: Устав организации; Философия организации; Коллективный договор; Правила внутреннего трудового распорядка; Контракт сотрудника; Положение об оплате труда; Положение об аттестации кадров; штатное расписание; Положения о структурных подразделениях; должностные инструкции; трудовые договора.
Кадровая работа на предприятии осуществляется по всем направлениям и в достаточном объеме. Но в тоже время необходимо отметить следующие недостатки в организации управления персоналом: отсутствие целостной системы управления персоналом, распределение кадровых вопросов между руководителями и работниками предприятия, недостаточная согласованность отдельных должностных лиц в решении кадровых вопросов, отсутствие и профессионального специалиста по кадровым вопросам.
С целью повышения эффективности управления кадрами на объекте исследования необходимо учесть рекомендации, а в частности:
- обеспечить специалиста по кадрам оргтехникой;
- обучить передовым методам работы управленческий аппарат на базе передовых направлений в системе хозяйствования;
- автоматизация всех процессов передачи информации;
- автоматизировать систему учета реализации продукции;
- добиться конкретной постановки задач, реального согласования по времени с учетом материального обеспечения;
- предоставить больше полномочий среднему звену в принятии решений;
- систематизировать учет договоров и работы по ним;
- изменить некоторые функции в отделах и связи между отделами;
- совершенствовать кадровую политику, путем внесения изменений в функции кадровой работы, разработки механизма замещения должностей и ротации кадров;
- разработать методику оценки труда руководителей;
- создать службу управления персоналом и ввести должность менеджера по персоналу.
Совершенствования системы управления персоналом на основе внедрения должности менеджера по персоналу за счет ускорения процесса принятия и согласования управленческих решений по кадровым вопросам, функционального разделения кадровой работы, оптимизации норм управляемости, улучшения психологического климата в коллективе, повышения эффективности отбора и т.д. позволит получить дополнительный доход в сумме 557 тыс. руб. и окупит затраты за 7 месяцев.