Перечислим кратко дополнительные элементы, формирующие корпоративную культуру агентства недвижимости.
Наличие у АН отделений и их расположение. Наличие отделений, особенно расположенных в спальных районах, говорит о клиентоориентированности АН, динамике его роста, а значит, и об определенной степени его надежности и культуры.
Наличие у АН специализированного отделения по ипотеке. Оформление ипотечных сделок — непростое и достаточно хлопотное дело, поэтому профессиональный подход к ипотеке и наличие в АН специалистов соответствующей квалификации наилучшим образом характеризуют данное агентство.
Каналы коммуникации (СМИ), используемые АН при проведении рекламных кампаний. Например, телевизионная рекламная кампания, в отличие от рекламных листовок на улицах и городских остановках, вызывает большее доверие со стороны клиентов, т.к. свидетельствует о публичности АН и наличии у него средств на качественную рекламу.
Наличие в АН юридической службы и стаж работы юристов именно в сфере недвижимости.
Законодательная база в сфере недвижимости имеет свою специфику, поэтому серьезную юридическую поддержку могут оказать риелторам только юристы, которые проработали на рынке недвижимости несколько лет.
Наличие у АН центра оформления сделок, договора с банком. При документальном оформлении сделок нередко допускаются ошибки и возникают нестыковки, поэтому, если АН выделяет сотрудников, которые специализируются на оформлении документов, это снижает риск возникновения ошибок, накладок и корректировок документов по сделке. При этом важным показателем является сотрудничество АН с известным банком.
Наличие у сотрудников АН лицензии на оценку недвижимости, сотрудничество АН с опытными оценщиками. Практика показывает, что продавцы жилья при заключении договоров на риелторское обслуживание чаще всего настаивают на цене квартиры, превышающей рыночную стоимость на 15–20%. Риелторы также могут завышать цену продаваемой квартиры (так сказать, на всякий случай), однако это превышение у опытных агентов составляет не более 7–10%.
Ведь чем точнее относительно требований рынка установлена цена, тем быстрее на квартиру найдется покупатель, тем короче подготовительный этап сделки и, соответственно, расходы на рекламу. Чем точнее (и профессиональнее) оценен объект, тем быстрее можно его реализовать на рынке недвижимости! Наличие системы многоуровневого контроля прохождения сделок (для предотвращения ошибок в деятельности риелторов и повышения безопасности сделок). Система контроля за сделкой и ответственности должна быть многоуровневой, а это значит, что каждая сделка может проходить только с письменного разрешения юриста и руководителя отдела.
Внутренний документ одного крупного агентства по недвижимости дает достаточно полное представление о том, сколь сложны и кропотливы операции с недвижимостью. В нем отражено, какие данные должны представить и подтвердить три специалиста фирмы — агент, юрист и менеджер, чтобы получить разрешение у начальника отдела продаж на сделку.
АГЕНТ ПОДТВЕРЖДАЕТ
1. Договор проверен у нотариуса мною лично.
2. Все предыдущие договоры по данной квартире проверены у нотариуса.
3. Список всех бывших собственников квартиры (вся история) с указанием дат рождения и других сведений прилагается.
4. Квартира передавалась или не передавалась по доверенности.
5. Справка БТИ получена мною лично или в моем присутствии.
6. Копия финансово-лицевого счета получена мною лично или в моем присутствии.
7. Выписка из домовой книги получена мною лично или в моем присутствии.