Уровень компетенции персонала оказывает большое влияние (можно даже утверждать — определяющее) на уровень корпоративной культуры, т.к. без этих компетенций невозможно проводить сделки с недвижимостью и демонстрировать квалифицированную работу, которая является основой корпоративной культуры любой организации.
Производственные помещения
К материальным аспектам бизнес-деятельности агентства недвижимости следует отнести производственные помещения, в которых работают сотрудники АН. Это один из основных элементов корпоративной культуры АН, поэтому состояние прилегающей территории, площади и обустроенность офисов этих компаний очень важны.
В процессе оценки офисов АН следует обратить внимание, например, на такие моменты:
сопровождает ли потенциального клиента, направляющегося в АН, реклама агентства;
ухожена ли территория вокруг здания, в котором располагается офис;
имеются ли указатели направления движения поблизости от офиса и внутри него.
Если реклама агентства сопровождает посетителей от метро до офиса, солидного, хорошо освещенного, с ухоженной территорией, то это положительный момент, а не наоборот. Кроме того, большая и яркая рекламная вывеска над зданием, в котором расположено АН, является подтверждением, что у этой организации «все в порядке» со службой безопасности (вопрос очень важный!), что она не прячется от налогов и кредиторов, а это, в свою очередь, можно рассматривать как показатель цивилизованности и законопослушности.
При оценке самих офисов необходимо обратить внимание на качество ремонта, состояние и удобство мебели, просторность помещений, освещение и т.д. Следует помнить, что всякая неряшливость человека, группы людей (организации) и их производственных помещений — это, как правило, индикатор отсутствия развитых волевых качеств и культуры.
Психиатры давно заметили, что неряшливость человека является одним из первых признаков разрушения личности. Если такой человек (организация) не умеет управлять собой, то маловероятно, что он сможет продуктивно управлять сделкой, имуществом клиентов и документами к нему.
В офисах АН обязательно должны быть созданы условия для конфиденциальной беседы с клиентами, например комната для переговоров или отдельный кабинет. Кроме того, следует поинтересоваться, находится оцениваемый офис в собственности АН или является арендованным помещением, как давно офис располагается по этому адресу, благоустраивает ли АН прилегающую территорию, какой репутацией пользуется у «соседей».
Из этого краткого анализа следует, что состояние производственных помещений является одним из важнейших элементов корпоративной культуры, играющим большую роль в определении ее уровня в АН.