Тем не менее, принято считать, что у компании, хеджирующей риски, образуется так называемая хедж-премия, которая, по сути, и представляет собой прирост рыночной стоимости. В соответствии с исследованием Дэвида Картера, Дэниэла Роджерса и Бэтти Симкинс [2] такая премия для отрасли воздушных перевозок составляет в среднем 5–10% от начальной рыночной стоимости. Сопоставимые результаты получали и исследователи других отраслей.
В общем и целом эффект от внедрения хеджирования можно разложить на три составляющие.
В первую очередь обратимся к традиционному представлению о влиянии хеджирования на компанию. Снижая вероятность банкротства, хеджирование уменьшает издержки финансовой неустойчивости и тем самым повышает стоимость фирмы. Фирма, которая не использует хеджирование, сталкивается с существенными финансовыми ограничениями, когда присущий ей уровень риска не позволяет привлечь внешние источники финансирования, а внутренних недостаточно для осуществления инвестиций в выгодные проекты. В подобной ситуации хеджирование рисков является решением проблемы недоинвестирования: оно высвобождает внутренние финансовые потоки компании, выполняющие роль резерва на случай непредвиденного изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, хеджирование становится особо выгодным, когда внешние источники финансирования относительно дороже внутренних. Второй плюс заключается в следующем: успешное решение задач по управлению рисками позволяет компаниям стать более привлекательными для клиентов, активно работать на международном рынке, увеличить доходы, повысить кредитный рейтинг, оптимизировать структуру капитала. Таким образом упрощается доступ к внешним источникам финансирования и снижаются затраты на привлечение денежных средств.
Наконец, благодаря снижению уровня рисков инвесторы не требуют высокой компенсации за риск. Следовательно, уменьшаются показатель требуемой доходности акционеров и ставки заимствований, в результате средневзвешенная стоимость затрат на капитал становится ниже.
Нужно отметить, что степень хеджирования рыночного риска, а значит, и рост стоимости за счет уменьшения влияния рыночных факторов варьируются в различных организациях. В одном случае компания будет стремиться хеджировать практически все свои рыночные риски. Например, проектно-ориентированная компания с большими капитальными затратами может быть настолько подверженной операционным рискам, что вынуждена защищать себя от максимально возможного количества других финансовых рисков, в частности рыночного. Есть компании, которые спокойно принимают на себя рыночные риски (как уже упомянутые нефтяные и газовые) и могут позволить себе предпринимать достаточно смелые рыночные решения. В некоторых компаниях только казначейский отдел, как центр аккумуляции прибыли, является ответственным за принятие валютных, процентных и других рисков.
Очевидно, что качественное управление рыночными рисками пойдет на пользу любой компании, так или иначе этим рискам подверженной. Нельзя не согласиться с тем утверждением, что в тех фирмах, где рыночный риск существенно влияет на финансовый результат, преимущества от повышения качества управления рисками являются неоспоримыми и наиболее значительными.
Нетрудно заметить, что по мере развития моделей риск-менеджмента все больше и больше усложнялся их математический аппарат — в измерении рисков находили свое отражение все разработки математической статистики и теории вероятностей. С ростом уровня математизации увеличивается объективность оценки рисков.