Осуществлении производственной деятельности предприятие, все виды его деятельности могут подвергаться не только воздействию внутренних и внешних факторов, при этом могут иметь место следующие виды рисков и потерь:
- материальные (дополнительные затраты или потери, утрата материальных объектов в виде зданий, сооружений, оборудования, имущества, продукции, материалов и т.д.);
- трудовые (потери рабочего времени вызванные случайными, непредвиденными обстоятельствами), проблемами со сбытом продукции;
- финансовые (выплаты штрафов, уплата дополнительных налогов и сборов, недополучение или неполучение средств из запланированных источников, неплатежи, уменьшение выручки от снижения цен, в связи с инфляцией, изменением курса рубля;
- потери времени (запаздывание по срокам выполнения работ и срыв намеченных сроков реализации проекта);
- политические (нестабильная экономическая ситуация в республике, и как результат, резкое снижение инвестиционной деятельности);
- прочие потери (нанесение ущерба здоровью и жизни населению и т.д.)
Критическую степень риска могут вызвать финансовые потери, связанные со значительными непредвиденными предприятием рыночной коньюктуры, цен спроса и предложения и неадекватными инфляции изменениями валютных курсов при экспортных поставках продукции, снижением потребительского спроса, а также возможное ухудшение экономического положения предприятий смежников и удорожание краткосрочных банковских кредитов на пополнение оборотных средств.
Рассмотрим возможные факторы коммерческого риска и основные мероприятия, направленные на их ослабление (таблица 1.12.)
Таблица 1.12. Коммерческие риски и мероприятия, направленные на их ослабление.
Факторы риска |
Мероприятия |
1 |
2 |
1. Колебание спроса на продукцию |
1. Стимулирование спроса за счет снижения цены, расширение предложения новых видов продукции |
2. Нестабильность поставок сырья |
1. Создание страхового запаса сырья 2.Изыскание дополнительных источников пополнения оборотных средств, в том числе за счет увеличения доли прибыли, направляемой на их формирование |
3. Уменьшение объема спроса |
1. Проведение эффективной работы по снижению затрат на все виды деятельности и цены конечной продукции, обеспечение реализации намеченной программы реструктуризации производства. 2. Изменение маркетинговой политики и проведение более активной рекламной компании. 3. Развитие дилерской сети. СП по продаже продукции завода с зарубежными партнерами. 4. Усиление контроля за качеством выпускаемой продукции. 5. Продвижение продукции на новые рынки, стимулирование спроса. 6. Расширение предложения новых видов продукции, ускорение сроков выполнения запланированных работ по модернизации производства и освоения их производства. 6. Ориентация политики продаж на более массовые рынки с быстрым оборотом. |
4. Неудачи или отставание в сроках новых изделий, потеря управления технологией при недопустимо минимальных объемах продаж |
1. Путем жесткого контроля за сроками освоения, а также в зависимости от ситуации могут быть применены более эффективные организационные подходы в освоении новой продукции. 2. Переключение основных усилий на то направление, где достигнуты успехи с целью получения быстрейшей сдачи. 3. Оптимизация структуры управления и производства в соответствии со складывающейся ситуацией, изменение маркетинговой политики, разработка и реализация программ по увеличению продаж. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ