(по данным статистических ежегодников «Розничная торговля» Министерства статистики и анализа РБ).
Как видно из таблицы 1.3., рост величины происходил неравномерно. Розничный объем продаж телевизоров в РБ в 2003 году составил 133,2 тыс. шт., что на 27,2% меньше, чем в 2002 году. Основной причиной снижения спроса являлось снижение покупательской способности населения. Однако рост ВВП и заложенные Программой экономического развития республики экономические показатели дают основания прогнозировать благосостояния населения и как следствие рост емкости телевизионного рынка до 240 тыс. шт. к 2007 году.
Рис.1.2. Динамика объема продаж на рынке телевизоров в РБ.
Доля рынка РУПП «Витязь» в РБ составила 48% в 2005 году. Емкость рынка РБ составляет 191 тысячу телевизоров. В Республике Беларусь два предприятия специализируются на выпуске телевизионных приемников: РУПП «Витязь» и ОАО «Горизонт». Зарубежные производители на товарном рынке телевизоров в РБ в большей части представлены продукцией южнокорейских фирм: «Samsung», «LG», голландской «Philips», японской «Sony». Однако, учитывая государственную протекционистскую политику (таможенные квоты и пошлины) можно заключить, что зарубежные производители не являются существенными конкурентами для отечественных предприятий.
Телевизионный рынок динамично развивается, создавая все новые и новые проекты. Вместо 2-3 российских производителей (до 2000г.) в настоящее время выпуск телевизоров осуществляют, как под известными ранее, так и под новыми торговыми марками. В 2005 году объем импорта телевизоров из стран СНГ и дальнего зарубежья составил 2,1 миллиона штук. Республика Беларусь поставила в Россию примерно 410 тысяч телевизоров. Конкуренция на телевизионном рынке обостряется, В этой ситуации повышение или понижение цен не могут служить преимуществом. Производители чаще идут по другому пути – предлагают более современную с точки зрения продукцию по цене, не намного превышающей цену предыдущей модели телевизора, то есть наблюдается опережающий рост технического совершенства телевизоров по отношению к росту цены на них.
Кроме того, резко падает популярность кинескопных телевизоров. Колоссальный рост наблюдается в сфере PDP (до 400% в Европе и 1000% в Китае) и LCD-панелей (до200%), DVD-проигрывателей (66%) и домашнего кинотеатра. Долгое время их потребительские ниши не пересекались, и они развивались независимо друг от друга. Но с недавних пор ситуация кардинально изменилась, под натиском плоских LCD и PDP традиционные телевизоры уходят в бюджетный сектор.