Республиканское унитарное производственное предприятие «ВИТЯЗЬ» является крупным многопрофильным предприятием и специализируется по разработке и изготовлению:
- цветных телевизоров;
- систем спутникового телевидения;
- медицинской техники (анализаторов иммуноферментных фотоэлектрических, стерилизаторов);
- мебели;
- спецтехнологического оборудования и оснастки.
РУПП «Витязь» является изготовителем товаров народного потребления длительного пользования. Основной продукцией предприятия являются телевизионные приемники цветного изображения. Продукция предприятия ориентирована на семьи со средним, ниже среднего и выше среднего уровнем дохода.
Продукция «Витязь» создается с применением новейших разработок и технологий, комплектуется элементной базой ведущих мировых производителей в области электронной техники PHILIPS, SAMSUNG, SIEMENS, THOMSON. Производство телевизоров сертифицировано по Международной системе качества ISO 9001.
Основными рынками сбыта продукции являются рынки Республики Беларусь и Российской Федерации. Наиболее значительным внешним рынком продукции РУПП «Витязь» является рынок РФ.
Уровень и динамика основных составляющих конъектуры товарного рынка телевизоров РФ представлены в следующей таблице 1.1.
Таблица 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Год, тыс. штук |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006* |
Выпуск предприятий РФ |
281 |
1185 |
1004 |
1500 |
2000 |
Экспорт из РБ |
313,9 |
400 |
538,1 |
410 |
550 |
Импорт в РФ |
2500 |
2600 |
2950 |
2100 |
1200 |
Емкость рынка РФ |
3300 |
3500 |
4000 |
4200 |
5000 |
* -
прогноз.
Приведенные в таблице 1.1. данные отражены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Предложение телевизоров на рынке РФ.
Видна разница между емкостью рынка РФ и совокупным официальным предложением телевизоров на рынке. Данный объем спроса удовлетворяет неофициальный импорт.
Последняя строка таблицы характеризует величину предложения на товарном рынке телевизоров РФ. Принимая величину товарных запасов в торговле 5-7% от величины удовлетворенного спроса (по-аналогии с рынком РБ), тенденции изменения величины предложении правомерно переносить на изменение величины удовлетворенного спроса. В 2002 году величина предложения возросла на 21,7% к уровню 2001 года, что, по всей видимости, связано с ростом спроса. Рост предложения в 2002 году происходил за счет роста импорта, как из РБ, так и из третьих стран. При этом величина экспорта из РБ и собственного производства российскими предприятиями составляла 10,0% и 10,1% от общей величины предложения, соответственно, т.е. были незначительными. Принимая во внимание увеличение производства телевизоров в РФ в 2003 году до 1 185 тыс. шт. (в 4,2 раза к 2002 году), а так же увеличение экспорта телевизоров из РБ в страны СНГ, можно предположить, что спрос на продукцию отечественного производства существенно возрос и увеличение спроса в РФ будет происходить за счет данной продукции.