Как уже вспоминалось, решающим моментом в создании конкурентоспособной продукции является соотношение между категориями «полезность» и «стоимость», а последняя определяется ценой потребления, которая слагается из цены покупки изделия и цены его эксплуатации. Поскольку проявление этих цен распределено во времени, во-первых, и продолжается единовременно (первая цена) и в течение длительного времени (эксплуатационная цена) - во-вторых, то у потребителя возникает определенный сугубо психологический настрой. Если новое изделие создано лучше по качеству, но более дорогим (это самый распротраненный вариант соотношения между категориями «полезность» и «стоимость»), то потребителю приходится платить больше один раз одноразовые расходы, в то время как экономию от улучшения изделия он будет получать в течение длительного времени эксплуатации (текущие расходы). Первое, пользуясь народной пословицей, можно отождествить с «синицей в руках», вторые - «с журавлем в небе», по той же самой народной пословице, с психологической точки зрения лучше «синица в руках, чем журавль в небе». С этой же точки зрения более привлекательным для потребителя может быть вариант «хуже» - «дешевле». Психологический момент должен быть также принят во внимание при решении вопроса о повышении или сохранении конкурентоспособности продукции.
Таким образом, формируется потребительско-стоимостный подход относительно обеспечения качества продукции, целью которого
-во-первых, создание условий для снижения расходов производства на сумму полезного эффекта потребительской стоимости;
- во-вторых, повышение уровня удовлетворения потребностей потребителей за счет увеличения полезности и качества продукции.
Кроме того, этот подход должен стать составной механизма экономической интеграции производителя и потребителя. [5, с.40]