Соотношение между категориями «полезность» и «стоимость», которое является решающим в конкурентоспособности продукции, намного сложнее. Оно обусловлено взаимосвязями между категориями «технический уровень» - «качество» - «полезность» - «экономическая эффективность» - «цена продажи» - «цена использования» (последние две в сумме составляют «цену потребления»). Эти взаимосвязи могут происходить в каких-либо направлениях – прямых и обратных:
ТРвЯкКрсЕЦКсп
Условные обозначения:
ТРв- технический уровень продукции
Як – качество продукции
Крс – полезность продукции
Е – суммарный экономический эффект повышения ТРв (или Як) продукции
Ц – цена продажи продукции
-повышения или снижение показателя, который соответствующую категорию
Ксп – конкурентноспособность продукции
Взаимосвязи между категориями, которые обусловливают конкурентноспособность продукции, могут быть похожими () и противоположными (), то есть могут комбинироваться между собой в каком-либо соотношении. Благодаря этим комбинациям связи между элементами системы (Ксп, ТРв, Як и т.д.) намного сложнее, и это значительно усложняет всю систему.
На конкурентноспособности продукции в последнее время все больше влияет возможность производителя поставлять потребителю продукцию ранее своих конкурентов и обеспечивать лучшее обслуживание, сервис. Товары могут оказаться конкурентноспособными и случайно. Такая ситуация может возникнуть в условиях малого бизнеса. Крупные же компании уже давно не рассчитывают на случайность. Они тщательно занимаются изучением сегментов рынка, потребностей и возможностей потребителей (покупателей), проводят маркетинговые исследования. Если, скажем, товаропроизводителю повезло, и его продукция признана конкурентноспособной, то ему, во-первых, следует выявить причины, обусловившие такой успех, а, во-вторых, успеть принять меры для сохранения такого положения.
И еще один тезис, который характеризует экономический аспект качества товаров и от понимания которого в значительной мере зависит решение вопроса о конкурентноспособности продукции: лучше – это всегда (или почти всегда) больше. При определении экономического эффекта у потребителя от улучшения качества продукции нужно пользоваться так называемым правилом тождественности эффектов, суть которого заключается в коррекции (умножении) затрат у потребителя при пользовании изделием более низкого качества. Это касается всех параметров (свойств) качества, но вопрос о коррекции решен на сегодня только относительно двух, правда, самых важных параметров - производительности и долговечности (срока).
Социологический аспект проблемы качества связан с решением отношения субъекта к такому объективному свойству изделия, как его непосредственное потребительское качество. С точки зрения социологических позиций качество рассматривается как категория, которая отвечает закономерности распределения населения по доходам, формированию спроса на отдельные виды изделий и тому подобное. К социологическому аспекту качества близко примыкает психологический: более того, кое-кто из авторов считает последний разновидностью первого. Более целесообразно рассматривать его как отдельный аспект. Имеются такие стороны отношения субъекта к качеству изделий, которые не зависят от его (субъекта) категории в социологическом понимании, то есть эти стороны оказываются «внутри» социологической категории субъекта или независимо от этой категории и поэтому они могут быть отнесены к психологическому аспекту. Примером, который подтверждает эту мысль, имеется такая ситуация.