Производственные факторы сети аптек «Ромашка» определяют конкурентоспособность предприятия. От их сочетания во многом зависит успех компании.
Одним из основных производственных факторов сети аптек «Ромашка» является, безусловно, труд. Труд в данном случае рассматривается как совокупность физических и интеллектуальных возможностей сотрудников предприятия. Для работы в аптеках необходимы сотрудники со специальным фармацевтическим образованием. Данное обстоятельство делает набор кадров несколько проблематичным. Так как аптек в городе много, у специалистов есть выбор, и поэтому за каждого сотрудника необходимо бороться, предоставляя ему более интересные условия работы. В сети аптек «Ромашка» сотрудников принимают на работу только при наличии диплома о фармацевтическом образовании, помимо этого есть еще ряд требований, которым они должны соответствовать, а именно: иметь опрятный, приятный внешний вид, грамотную речь, спокойный характер. Они должны быть дисциплинированы, ответственны, способные выслушать и помочь чужой беде. Фармацевт первого стола - это лицо всей компании. Покупатель видит его первым при входе в аптеку и с ним решает все свои вопросы. Фармацевт должен вызвать доверие у покупателя, желание, при необходимости, вернуться именно в эту аптеку, к этому фармацевту. Это называется покупательской лояльностью и приносит постоянную прибыль предприятию.
Для поддержания интереса у сотрудников, желания работать с полной отдачей необходимы благоприятные условия работы. В сети аптек «Ромашка» такими условиями является хорошее современное оборудование, компьютерная техника, благодаря которой фармацевт выполняет большой объем работы за короткий промежуток времени с меньшими физическими затратами, внимание со стороны руководства, стремление руководителей создать дружный коллектив, чтобы всем сотрудникам было комфортно и приятно находиться на рабочем месте. Однако, в связи с экономическим кризисом в стране, в городе закрылось много аптек, и возникла конкуренция среди фармацевтических работников. В связи с этим оплата труда резко снизилась, что в свою очередь сказалось и на отдаче сотрудников своему делу.
Капитал в числе производственных факторов влияющих на конкурентоспособность компании, играет, чуть ли не главную роль. Капитал – это, безусловно, торговые площади. Сеть аптек «Ромашка» имеет в собственности несколько помещений на территории которых расположены аптеки, что дает преимущество в конкурентной борьбе, так как значительно снижает затраты на оплату этих помещений. Однако, есть и такие аптеки, которые расположены на арендуемой площади, преимущественно эти площади находятся в центре города, а стало быть, и арендная плата за такие помещения велика. Так как аптеки в центре города открылись недавно как раз в период экономического кризиса, то соответственно они не успели набрать нужные «обороты» для того, чтобы самостоятельно перекрывать эту статью расходов. Исходя из этого, приходиться арендную плату брать из прибыли тех аптек, которые находятся в собственности предприятия. Право владения тем или иным помещением дает и еще одно преимущество для компании – возможность получать банковские кредиты. Банки охотнее выдают деньги предприятиям, которые в состоянии отвечать перед кредиторами своим имуществом.
Так же капитал сети аптек «Ромашка» вложен в товарные запасы, которые реализуются в течение всего рабочего времени компании. Этот капитал, к сожалению, ограничен на сегодняшний день. Товары закупаются только самые необходимые, в строгом соответствии с товарооборотом той или иной аптеки. Возможности расширять товарный ассортимент, увеличивать товарные остатки с целью привлечения новых групп покупателей у аптек пока нет, поэтому кардинально влиять на увеличение прибыли сети возможности не предоставляется.