Сеть аптек «Ромашка» основана в ноябре 2003 года в городе Новосибирске. На сегодняшний день в ней насчитывается 16 аптек, расположенных в разных районах города. Сеть сотрудничает с ведущими оптовыми фармацевтическими компаниями Новосибирска, Барнаула, Бердска. Тысячи лояльных покупателей ежедневно приобретают лекарства и изделия медицинского назначения в аптеках «Ромашка». Слаженный и профессиональный коллектив провизоров и фармацевтов всегда готов выслушать и помочь тем, кто в этом нуждается. Однако в Новосибирске работает не одна сеть аптек. Так как Новосибирский фармацевтический рынок, по мнению профессиональных экспертов, считается недозагруженым, в отличие от Московского и Питерского, то многие компании, имеющие сильные позиции в различных городах России, пытаются проникнуть и на рынок Новосибирска. В связи с этим необходимо четко оценивать конкурентоспособность сети аптек «Ромашка» и выстраивать такую стратегию развития, которая позволила бы не только сохранить уже завоеванные позиции, но и приобрести новые преимущества.
Для определения конкурентоспособности сети аптек «Ромашка», воспользуемся несколькими методами, а именно PEST и SWOT – анализом.
Сущность PEST- анализа заключается в изучении окружающей среды предприятия в политическом, экономическом, социальном и технологическом контексте.
Политическая среда сети аптек «Ромашка». Политическая среда определяется законами и нормативными актами регулирующими работу аптечных учреждений. К таким законам относятся и общие положения, регулирующие работу любых предприятий, а именно:
1) Уголовный кодекс РФ (ст.171, 171.1,228,234,235)
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.6.2,14.2,14.3, и т.д.)
3) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» №24-03 от 25.09.98.
4) Федеральный закон «О защите прав потребителей» 07.02.92г.
Помимо общих положений существуют еще и приказы, касающиеся непосредственно работы фармацевтических учреждений. Такими приказами регулируется санитарный режим в аптеках, правила хранения и продажи различных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, наценка на медицинские препараты и т.д.
Согласно Постановлению РФ от 08.08.2009 г. №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен» и постановления Администрации НСО №57-па от 17.02.10г. с 01 апреля 2010 года цена на препараты, входящие в перечень жизненно важных будет фиксирована.
Все эти законодательные и нормативные акты сильно ограничивают возможности аптек конкурировать между собой, однако особый резонанс в фармацевтическом бизнесе вызвал приказ №654. Согласно этому приказу все производители лекарственных средств обязаны до 01 апреля 2010 года перерегистрировать все производимые ими лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно важных. Это касается как российских производителей, так и зарубежных. В связи с тем, что времени на это отвели крайне мало, а стоимость регистрации велика многие производители просто не смогут произвести перерегистрацию вовремя, таким образом, многие необходимые лекарства будут изъяты из аптечного оборота. На сегодняшний день это порядка 1000 химических наименований. Такая ситуация неминуемо приведет к дефициту необходимых лекарств. Что касается зарубежных производителей, то многим из них может оказаться невыгодным поставлять свой товар на российский рынок. Российские потребители останутся без привычных лекарств импортного производства, а замена их российскими аналогами, к сожалению, сегодня является неравноценной. Анализируя данную ситуацию, мы можем сказать, что те неудобства, которые созданы государством для аптек и потребителей, скажутся на лояльности к конкретной аптеке и на доверии в целом к аптечному бизнесу. Ведь, когда человек не получает того, что ему нужно, он начинает искать альтернативу. В случае с лекарствами альтернативой может оказаться нетрадиционная медицина или самолечение. Конкурировать за счет цен и ассортимента становится невозможным не для одной из сетей, поэтому те аптеки, которые не найдут новых нетрадиционных решений, скорее всего окажутся банкротами.