Матрица БКГ является одним из инструментов для проведения анализа и стратегического планирования развития предприятия (см. приложение Е). Основателем матрицы БКГ является Б.Д.Хендерсон. С ее созданием появилась возможность проанализировать актуальность продуктов, производимых компанией, исходя из роста доли данной продукции на рынке относительно положению компании на рынке. Основой данного инструмента можно считать концепцию жизненного цикла товара и концепцию эффекта масштаба производства
[14, с. 146].
По вертикали отмечаются показатели темпов роста рынка, используемые в качестве переменной, обозначающей его привлекательность. Быстроразвивающиеся рынки являются более привлекательными, так как компания может добиться увеличения своей доли без особых усилий. Более того такое увеличение будет особенно выгодным по мере дальнейшего развития рынка. Средняя точка между высокой и низкой скоростью роста устанавливаются произвольно, но обычно это порядка 10% в год. По правой оси откладывается относительная доля рынка. Эта переменная означает относительную конкурентоспособность. Отметки на этой оси используют в относительном масштабе. Средняя точка – 1,0- обозначает равенство рыночных долей компаний. Доля, равная 0,1, означает, что продажи компании составляют 10% от продаж самого крупного конкурента. Точка 2 означает, что компания является крупнейшей на рынке и имеет двукратное превосходство над конкурентами.
«Звезды»
Для данного типа стратегического хозяйственного подразделения характерен высокий рост продаж и значительная часть рынка. Они являются лидерами в условиях быстро растущего рынка. Прибыль от них велика, но они требуют инвестиций, что является минусом. «Звезды» должны рассматриваться в качестве объекта для вложения ресурсов, после стабилизации рынка они превратятся в «дойных коров».
«Дойные коровы»
«Дойные коровы» также как и «Звезды» занимают значительную долю рынка, но в отличие от них дают низкий темп роста объема продаж. Так как рыночная доля «Дойных коров» велика, они обладают высокой прибыльностью, что является преимуществом. Они не нуждаются в крупных инвестициях, а значит, потребность в финансировании не велика, что тоже хорошо.
«Собаки»
В данном случае мы имеем низкий темп роста, незначительную часть рынка, продукты низкого уровня рентабельности. «Собакам» необходимо большое внимание со стороны компании, поэтому от них лучше всего своевременно избавляться.
«Трудные дети»
Доля рынка «Трудных детей», как и доля рынка «Собак» низка, но темпы роста высоки. Они нуждаются в значительном финансировании, так как имеют слабые позиции на рынке. «Трудные дети» нуждаются в изучении, т.к. в результате правильно выбранной стратегии их можно превратить в «Звезд», а можно в «Собак». При грамотном и своевременном инвестировании, скорее всего они станут «Звездами», в противном случае от них нужно избавляться. Возможность ведения агрессивной борьбы и выхода в лидеры может зависеть от трех условий:
- сумма инвестиций;
- обладает ли стратегическая бизнес-единица таким потенциалом, который даст возможность отвоевать часть покупателей у компаний-лидеров;
- как быстро и результативно отреагируют конкуренты;
Результаты анализа имеют три основных применения:
1) Фирма может оценить баланс своего портфеля. В долгосрочном периоде есть необходимость поддерживать равновесие между стратегическими бизнес - единицами, приносящими прибыль и подразделениями, требующими вложений. Если подавляющая часть ее хозяйственных подразделений является «Дойными коровами», то, несмотря на ее успех сегодня в будущем компания может оказаться уязвимой из-за того, что нет потенциала роста. Такая компания может стать объектом для жестких атак конкурирующих предприятий. С другой стороны, компания, где преобладают «Трудные дети» и «Звезды», может испытывать недостаток финансов, так как нет стабильной доли рынка. У таких компаний есть опасность погрязнуть в долгах.