1) определить параметры, по которым будет оцениваться предприятие;
2) по каждому из параметров выявить сильную и слабую сторону;
3) из всего перечня выявить самые значимые сильные и слабые стороны компании внести их в матрицу SWOT-анализа;
Параметры для оценки могут быть следующие:
1) Параметр «организация» может включать уровень квалификации сотрудников, наличие взаимодействия между отделами предприятия;
2) Параметр «производство» содержит оценку производственных мощностей, качества производимого товара, систему снабжения и сбыта, себестоимости продукции и т.д.;
3) В параметре «финансы» обычно оцениваются издержки производства, оборот капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность и т.д.;
4) Параметр «инновации» оценивает частоту внедрения новых товаров, степень их новизны, окупаемость средств, вложенных в новые технологии.
5) «Маркетинг» может оценивать качество товаров и услуг, полноту ассортимента, квалификацию сотрудников.
После определения основных параметров для оценки предприятия заполняется таблица следующего образца (см. приложение А)
После того, как таблица сильных и слабых сторон составлена, из все имеющихся параметров нужно выбрать наиболее значимые и занести их в соответствующие ячейки матрицы SWOT - анализа.
Для стратегического развития наиболее важными являются сильные стороны, так как на них строится стратегия предприятия, ориентированных на получение конкурентных преимуществ, однако, если стратегия сможет регулировать и влияние слабых сторон, то будет очень хорошо.
Шаг 2. Определение возможностей и угроз.
Вторым, важным шагом SWOT-анализа является оценка рынка. Этот этап дает возможность увидеть ситуацию вне предприятия и понять, какие у компании есть возможности и какие угрозы.
Определяют возможности и угрозы по тому же принципу, что и сильные - слабые стороны предприятия.
1) Определяются параметры, для оценки рыночной ситуации.
2) Каждый параметр анализируется на наличие возможностей и угроз.
3) Выбираются самые важные и вносятся в матрицу SWOT-анализа.
Основными параметрами при оценке возможностей и угроз могут быть:
1) факторы спроса - включает в себя емкость рынка, темпы его развития, спрос на товары предприятия;
2) факторы конкуренции – в этом параметре необходимо установить количество основных конкурентов, наличие товаров-заменителей, высоту входных - выходных барьеров и т.д.;
3) факторы сбыта - необходимо установить количество посредников, условия поставок необходимых материалов;
4) экономические факторы – в этом факторе принимается во внимание курс рубля , уровень доходов потребителей, налоги и сборы;
5) правовые и политические факторы - учитывается уровень стабильности в стране, юридическая грамотность населения;
6) научно-технические факторы - следует учитывать уровень развития науки, государственной поддержки инноваций и т.д.;
7) социально демографические факторы - рассматривается численность населения, уровень занятости населения в регионе, где функционирует предприятие;