SWOT - анализ создан для того, чтобы оценить ситуацию на конкурентном рынке и выявить возможности предприятия. SWOT - анализ позволяет определить сильные, слабые стороны предприятия, а также, исходя из возможностей и угроз, выбрать правильную стратегию развития [18, с. 47].
Сильные стороны - те преимущества организации, которыми она может воспользоваться в конкурентной борьбе.
Слабые стороны - ее недостатки.
Возможности - факторы внешней среды, использование которых может вывести компанию на передовые позиции.
Угрозы - факторы, которые могут негативно сказаться на развитии компании.
SWOT - анализ является важной процедурой , которую используют для диагностики исходного состояния , неиспользованных ресурсов и угроз деятельности предприятия.
Методика данного анализа является очень эффективной, доступной и недорогой в использовании.
SWOT - анализ позволяет систематизировать имеющуюся информацию и увидеть ясную картину происходящего, благодаря чему можно принять грамотное управленческое решение.
SWOT - анализ является промежуточным этапом между определением миссии предприятия и выявлением целей и задач. Последовательность его ведения следующая:
1) Определяется направление развития компании;
2) Оцениваются силы предприятия и ситуация на рынке;
3) Ставятся цели с учетом реальных возможностей предприятия;
SWOT- анализ отвечает на следующие вопросы:
1) Задействует ли компания внутренние силы в своей стратегии?
2) Если у компании нет преимуществ, то какие сильные стороны могли бы ими стать?
3) На что влияют слабые стороны компании? Просто не дают использовать какие-то положительные обстоятельства или же являются уязвимыми местами?
4) Какие угрозы наиболее опасны для предприятия, для чего требуется стратегическая защита?
Правильные и своевременные стратегические решения очень важны для предприятия, потому что они влияют на конкурентоспособность товара и компании.
Проведение SWOT - анализа сводится к заполнению «матрицы SWOT-анализа». В ячейки этой матрицы заносятся сильные стороны и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.
Один и тот же фактор для различных компаний может стать как угрозой, так и возможностью.
SWOT - анализ нужно проводить с учетом мнения всех важнейших работников предприятия, потому что анализ должен быть обширным и должен помочь определить даже те слабые стороны, которые могут проявиться в последствии, когда конкуренты начнут воздействовать на них.
При проведении SWOT-анализа, а особенно анализа возможностей и угроз, должны использоваться методики изучения общественного мнения. Компетентность компании в какой-либо проблеме может стать реальным шансом для победы в конкурентной борьбе. Исследование общественного мнения может быть хорошим подспорьем в проверке правильности выводов относительно слабых и сильных сторон.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия.
Оценка собственных сил компании позволяет определить сильные стороны и недостатки предприятия. Для этого нужно: