Управленческая позиция руководителя, особенно в коммерческой фирме, проявляется, прежде всего, в свободе организационного маневра. Она может быть большей, если есть простор в "коммуникативном пространстве", и наоборот. Организационный маневр предполагает расстановку сил в "коммуникативном пространстве". Руководитель обязан знать, кто его поддержит; кто только создаст видимость поддержки, а потом откажется; кто выступит оппонентом; кто будет категорически против; кто выразит сомнения.
Находясь между этими позициями, руководитель оказывается перед необходимостью так организовать работу, чтобы преодолеть расхождение в "коммуникативном пространстве", создав мобильную команду единомышленников в фирме и обеспечив надежность предпринимательских связей вне нее.
Создание профессиональной команды требует от руководителя определенных личностных качеств. В последнее время наблюдается тенденция смещения акцентов при выборе объектов внимания в управленческих процессах: если раньше руководитель в своей политике управления персоналом исследовал моменты, связанные исключительно с работником, на которого было направлено управленческое воздействие, то теперь разрабатываются целые стратегии поведения самих руководителей по отношению к своим подчиненным. Осуществляя их, руководитель должен работать, прежде всего, над собой.
Лидерство является ключевым инструментом эффективной команды и представляет собой специфический метод управленческого воздействия, основанный на сочетании властных полномочий, интересов организации и побуждению людей к достижению общих целей.
Создание команды начинается с развития групповой сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:
- психологическая характеристика индивида;
- квалификация членов команды;
- психологический климат внутри команды.
Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.
Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
Приложение 1
Штатное расписание предприятия
Наименование подразделений и должностей |
Число штатных единиц |
Месячный должностной оклад, руб. |
Персональная надбавка, руб. |
Итого зарплата, руб. |
1. Руководство предприятия | ||||
01 Директор предприятия |
1 |
5000 |
5000 | |
02 Заместитель директора по производству |
1 |
3000 |
1000 |
4000 |
03 Заместитель директора по коммерции |
1 |
3000 |
500 |
3500 |
Итого |
3 |
11000 |
1500 |
12500 |
2. Специалисты при руководстве | ||||
04 Секретарь-референт |
1 |
2000 |
- |
2000 |
05 Юрисконсульт-кадровик |
1 |
2000 |
500 |
2500 |
Итого |
2 |
4000 |
500 |
4500 |
3. Производственно-технический отдел | ||||
06 Начальник отдела |
1 |
2500 |
500 |
3000 |
07 ст. Экономист по планированию |
1 |
2000 |
400 |
2400 |
08 Программист-оператор |
1 |
1800 |
- |
1800 |
09 Инженер-диспетчер |
1 |
1600 |
- |
1600 |
10 Инженер по новой технике и качеству |
1 |
1600 |
200 |
1800 |
Итого |
5 |
9500 |
1100 |
10600 |
Всего по предприятию |
40 |
7200 |
8000 |
8000 |
В расчете на 1 работника |
1 |
1800 |
200 |
2000 |