Управление предприятием предполагает использованием руководителем таких инструментов, как авторитет и власть. В зависимости от этих инструментов их параметров использования формируется способность принимать решения, ответственность перед коллективом и профессионализм, что, в конечном итоге формирует типологию личности руководителя. Давайте остановимся на первом аспекте — окружение руководителя предметами власти и авторитета.
Авторитет руководителя - это разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала личности руководителя. Следует отметить, что авторитет руководителя (как мера влиятельности), зависит не столько от занимаемой должности, сколько от личностных качеств человека.[1] Часто формальный руководитель, например директор, только думает, что он влияет на процессы в организации, а на самом деле - он лишь получает директорскую зарплату и отвечает за какие-то общие вопросы. Реально ситуацией управляет какой-нибудь авторитетный «серый кардинал», обладающий необходимыми личностными качествами.
Высокий уровень профессиональных знаний, безусловно, увеличивает шансы любого менеджера на успешную деятельность. Однако существуют некоторые другие не менее важные факторы, которые оказывают весомое влияние на управленческую деятельность менеджера. В связи с чем, к этим факторам можно определенно отнести авторитет руководителя. Его отсутствие вызывает массу сложностей во взаимоотношениях с подчиненными. И напротив - авторитетный руководитель не имеет проблем коммуникации и сравнительно легко реализует стоящие перед коллективом задачи.[2]
В переводе с латинского «авторитет» - это влияние, власть, общепризнанное неформальное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в более узком значении - одна из форм осуществления власти.
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, занимаемого в организационной структуре. Власть, с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение.
Способы реализации власти менеджера осуществляются через:
принуждение
авторитет
материальное стимулирование
вовлечение в процесс принятия решений
компетентность
творчество
Авторитет, напротив, в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей.
Несомненно, авторитет и власть взаимозависимы, но первое может существовать и без второго.
Авторитет руководителя предполагает неукоснительное выполнение подчиненными его распоряжений и указаний: в одном случае они выполняются добровольно, а в другом нуждаются если не в постоянном, то, по меньшей мере, в систематическом подкреплении силой принуждения. В практике управленческой деятельности не всегда можно рельефно разграничить эти две формы подчинения. Чаше всего авторитет и власть настолько слиты, что трудно усмотреть, где кончается власть и начинается авторитет.[3]
Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.[4]
Исследования позволяют выявить основные типы личности руководителя.
В соответствии с темой исследования было принято взять за основу такие личностные качества руководителей, как:[5]
1. Профессиональная компетентность руководителя. Этому параметру присущ так называемый оперативный авторитет. Этот авторитет позволяет оказывать воздействие на подчиненных путем использования уровня своей профессиональной квалификации. Оперативный авторитет, безусловно, необходим в управлении производством, в первую очередь - в части оценки достоверности информации о текущих процессах в конкретном объекте управления. Достоверность играет большую роль на крупных промышленных предприятиях с очень тесной и разветвленной технико-технологической и организационно-функциональной кооперацией между производственными подразделениями и различными функциональными службами, а также между их специалистами.
2. Организаторские качества руководителя. При управлении материальными производственными процессами, связанными с изготовлением продукции, требуется быстрое решение возникающих проблем, характеризующихся относительной простотой, высоким уровнем информационной обеспеченности и малым временным лагом между моментом принятия решения и получением реального эффекта. Наиболее предпочтительны здесь руководители способные правильно организовать работу подразделений. Чем выше уровень активности руководителя в сфере управления производством, тем короче период эффективной деятельности.