Естественно, сделать это сложно, поэтому не случайно управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях. Это методы агентурной бизнес-разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения экономических задач в интересах определенных социальных субъектов. Что же можно отнести к таким технологиям? Кризис-технологии — широкая категория технологий, связанных со сбором, хранением, анализом и обеспечением доступа к информации с целью принятия оптимальных деловых решений, а также успешным ведением конкурентной борьбы.
Методы ведения информационной разведки близки к традиционной разведывательной деятельности: выявляются возможные источники угроз, изучаются источники информации, разрабатывается модель системы угроз и управляющих воздействий при их обнаружении, разрабатывается методика проведения бизнес-разведки (системы извлечения знаний из разных источников информации). Практическое использование данных технологий позволяет постоянно отслеживать и анализировать информацию о работе конкурентов, их планах, новинках, реакции рынка на новые предложения.
К кризисным технологиям относится ведение конкурентной борьбы любыми методами и способами: проведение операций по срыву переговоров конкурентов, захвату новых рынков сбыта, кадровое ослабление конкурентов, построение сетей влияния (поддержки, лоббирования) в государственных и иных органах и организациях, нанесение ущерба имиджу конкурентов и защита своего, лоббирование решений, нужных своей компании, и организация провала решений в пользу конкурента. Таким образом, работа одновременно идет по двум направлениям: активное наступление на конкурента и защита своих позиций. Активными наступательными операциями занимаются обычно внешние кризисные агентства, а конкурентной защитой внутренних интересов — соответствующие структурные подразделения в самой компании. Конкурентная разведка, поскольку постоянно работает во враждебной внешней среде, располагает навыками привлечения людей к сотрудничеству или подавления их активности. С ее помощью можно активно «формировать» окружающую действительность. Для этого в ход идут механизмы влияния на массовое сознание или отдельного человека. Для каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Арсенал кризис-менеджмента использует различные каналы доставки информации: СМИ, внутрифирменные служебные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и т.д.
Еще одним важным принципом формирования мнений в кризис-менеджменте является «принцип подстраховывающих мероприятий». В этом случае используют несколько каналов доставки информации для создания мнения. На практике это выглядит так: если информацию надо довести до должностного лица, то оно услышит ее в разговоре на отдыхе (например, компания за соседним столиком «случайно» и громко обсуждает тему), затем — в передаче новостей той радиостанции, которую должностное лицо обычно слушает в машине, потом — в обзоре печати, подготовленном референтом. При этом конкурентная разведка действует преимущественно скрытно, ее общение с журналистами, представителями власти, клиентами предприятия, его контрагентами или конкурентами происходит через других людей либо под прикрытием (в дозволенных законом и этикой конкретного общества пределах). В основе действий лежит стратегическая и тактическая дезинформация, блеф, манипулирование общественным мнением. Начальник кризисной структуры в западной корпорации является одним из руководителей высшего ранга и обладает многими правами: правом вето на прием или увольнение сотрудников, внесения изменений в действия других подразделений, самоличного распоряжения средствами кризисного фонда и т.д. [5].