Скрытое психологическое принуждение человека в практике социального управления является по своей природе рефлексивным. В социальной психологии рефлексия означает осознание человеком того, как его воспринимают и оценивают окружающие. Человек ведет себя в коллективе определенным образом в результате ожиданий именно этого поведения с его стороны («ты начальник, поэтому ты должен поступать так», «на твоей-то должности лучше сидеть и не высовываться»). Есть хорошее выражение «короля играет свита» (the retinue plays the king). Ваше решение предопределяется другими. Каким образом? Создается мнение, которым человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Дальше, для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его аккуратно и в полном соответствии с законодательством «стимулируют», «подталкивают» и одновременно перекрывают возможности ухода в сторону. Окружающие навязывают человеку определенную стратегию поведения, причем делают это не прямо и грубо, а признавая за ним право на подобное поведение, подыгрывая его решениям, сопровождая их одобрением и поощрением. В качестве такого «подыгрывания» могут выступать манипуляции и акты манипулятивного воздействия. Любые обманные движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляют собой реализацию рефлексивного управления.
Манипулирование может быть простым (в виде одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия) или сложным (включать комплекс разнообразных приемов). Для обозначения сложных видов деятельности по тайному принуждению людей используются такие понятия и термины, как манипулятивные технологии, психологические операции, политические, рекламные, пропагандистские кампании, политические игры, информационно-психологические операции, лоббирование, кризисные технологии (crisis management) и т.д. В этом случае человек становится объектом воздействия не на межличностном уровне, а со стороны коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения в основном с использованием средств массовой коммуникации.
Кризис-менеджмент включает в себя технологии обеспечения принятия решений на основе созданного мнения. Эти технологии базируются на использовании личностных характеристик, интересов, структуры деловых, должностных и личных связей и т.п. При этом кризис-менеджмент не просто создает мнение, но и обеспечивает принятие нужных решений и совершение действий в соответствии со сформированным мнением, в чем его главное функциональное отличие от рекламы и PR. Необходимость использования кризисных технологий напрямую связана с рыночными отношениями и растущей конкурентной борьбой. Отразить атаки конкурента, увеличить свои прибыли и тем самым окончательно завоевать рынок, победив всех соперников, — первостепенная задача любого бизнеса.