Процесс стратегического планирования заканчивается формулированием методами стратегического анализа и планирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и осуществлением выбора стратегии. Начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии.
2. Реализация выбранной стратегии
Виды тактических (оперативных) мероприятий по выходу из кризиса:
– сокращение расходов,
– закрытие подразделений,
– сокращение персонала,
– уменьшение объёмов производства и сбыта,
– активные маркетинговые исследования,
– повышение цен на продукцию,
– выявление и использование внутренних резервов и т.д.
Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия осуществляются в отрыве от стратегических, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.
Основные действия менеджеров при реализации стратегий:
1. Окончательное уяснение выработанной антикризисной стратегии и целей, их соответствие друг другу.
2. Более широкое доведение идей новой стратегии до сотрудников с целью привлечения сотрудников в прцесс реализации антикризисной стратегии.
3. Приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратенией.
4. Принятие решений по поводу организационной структуры.
На стратегию предприятия оказывают влияние определённые ограничения: управленческая культура (для различных предприятий характерен свой стиль управления, он может вписываться в стратегию, а может и противоречить ей, в случае преобладание одного стиля может привести к проблемам), существующие стратегии, навыки и ресурсы (максимальная мобилизация ресурсов для обеспечения наибольшего эффекта).
На стадии реализации антикризисной стратегии план её осуществления может пересматриваться, если это требуют вновь возникшие обстоятельства. Последним этапом антикризисного стратегического управления является оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выявлении того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.
3. Специфика организация осуществления антикризисной стратегии
Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы. При планировании антикризисной стратегии необходимо стремиться к параллельности работ. Онако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остаётся, тогда приходиться изменять сложившуюся систему управления, что болезненно может отразиться на работе персонала.
Мероприятия, проводимые для корректировки работы персонала в изменяющихся условиях:
– психологические – определение культурных ориентаций персонала на основе его отношения к изменениям;
– системные – формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной работы.
Значительную помощь в проведении антикризисной стратегии может оказать привлечение специалистов со стороны (внешние консультанты, новые управляющие, ранее работавшие на других предприятиях, или управляющие из самой компании).