1. Разработка антикризисной стратегии организации
2. Реализация выбранной стратегии
3. Специфика организация осуществления антикризисной стратегии
1. Разработка антикризисной стратегии организации
Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. На это влияет ряд причин:
– внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
– внутренние, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.
Кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла товара
Этапы разработки антикризисной стратегии предприятия:
1. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. Примеры анализа:
– анализ макросреды, которую условно можно поделить на 4 сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение.
– анализ конкурентной среды по её пяти основным составляющим:
покупатели,
поставщики,
конкуренты внутри отрасли,
потенциальные новые конкуренты,
товары-заменители
Далее создаются сценарии – это описание того, какие тенденции могут проявиться в будущем. Обычно создаются несколько сценариев, к которым потом применяется антикризисная стратегия.
2. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации.
Анализируя стратегию предприятия выделяют следующие основные моменты:
– Эффективность текущей стратегии (определяется место предприятия среди других конкурентов, границы конкуренции и группы потребителей, на которые предприятие ориентируется и функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров). Оценка этих составляющих проводится на базе количественных показателей (доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объёма продаж.
– Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз. Важной частью SWOT-анализа является оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз.
– конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Используется стратегический анализ издержек. Метод, которым осуществляется этот анализ называется «цепочкой ценностей» (отражает процесс создания стоимости товара / услуги и включает в себя различные виды деятельности и прибыль) Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами, т.е. с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним.
– оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Прочность позиции предприятия оценивается по таким показателям как, качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла.
– выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.
3. Пересмотр миссии и системы целей предприятия. Решается вопрос, сможет ли предприятие в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ. Основные составляющие миссии:
1. Провозглашение убеждений и ценностей.
2. Виды продукции или услуги, которые предприятие продавать.
3. Рынки, на которых будет работать предприятие:
3.1 способы выхода на рынок,
3.2 технологии, которые будет использовать предприятие,
3.3 политика роста и финансирования.
Затем идёт корректировка системы целей. Если миссия – это видение того, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей – желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Цели являются исходным пунктом систем стратегического планирования, мотивации и контроля, используемых на предприятии. Существует несколько типов организационных целей (операционные цели, оперативные цели, официальные цели). Цели более высокого уровня ориентированы на долгосрочную перспективу.