4. Период падения – снижение большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы. Из состояния падения может быть и позитивный выход. Большую роль играет система государственной поддержки. Это особенно важно для России, поскольку у нас имеется крупная обрабатывающая промышленность. При этом государственное управление – нормативно-правовое регулирование.
5. Исход – окончательное разрушение фирмы и ликвидация тем или иным путём. Находясь на разных этапах развития состояние фирмы характеризует ряд показателей:
– внутренние – это финансовое положение, управляемость, технология ресурсосбереженеия, интеллектуальный и инновационный потенциал (т.е. производительный потенциал предприятия).
– внешние – конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, международные связи, природные условия, программа паблик рилейшнз.
Необходимо отметить, что не каждое изменение выше перечисленных показателей, означает нахождение фирмы в кризисной неустойчивости может быть вызвано природными, социальными условиями, условиями конкурентной борьбы и т.д., т.е. эти условия могут влиять одномоментно, т.е. должна наблюдаться устойчивая тенденция.
Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений и отделить изменения в кризисной ситуации от изменений нормального функционирования фирмы.