Тема данной работы – «Психологические аспекты, приемы и методы профессионального общения с китайцами».
Китай – великий сосед России. Сосед, который в последние годы принимает все более активное участие в хозяйственной деятельности нашего Дальнего Востока. Центр страны с каждым годом все более утрачивает экономические связи с этим регионом, и данный процесс грозит принять необратимый характер. Причин тому несколько. Это и отдаленность, шутка сказать – десять тысяч километров от Москвы, это и небольшая численность населения – всего каких-то 7–8 миллионов человек проживает на приграничных с Китаем территориях, чуть более 5% общего населения страны. А рядом, по другую сторону границы, – держава с гигантским экономическим потенциалом, с четкой стратегией развития. Руководство этой державы объявило о переходе к наступательной внешнеэкономической политике, и основным инструментом этой политики является экспорт капиталов и создание транснациональных корпораций. На протяжении всей первой половины 21 века производство страны будет ориентировано на экспорт, что рассматривается в КНР как один из важнейших двигателей экономики. Внешнеторговый оборот Китай планирует наращивать более высокими темпами, чем рост ВВП.
Как заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в Российской Федерации Лю Гучан, в 2003 году товарооборот между нашими странами составил $15760 млн., по сравнению с 2002 годом он увеличился на $4 млрд. Китайско-российские отношения вступили в фазу ускоренного развития.
Китай ищет выходы на новые рынки, поскольку в государстве наблюдается кризис перепроизводства, и Россия – очень выгодный рынок сбыта китайских товаров. КНР намерена возмещать недостаток природных ресурсов и рынка сбыта именно за счет России. Китай рассматривает нас как потребителя новейших технологических разработок и как наиболее выгодную экономически транзитную зону для вывоза своей продукции в страны Запада.
Как жить в мире, как вести бизнес не в ущерб себе, как поступать с таким мощным соседом? Ответ, как всегда, на поверхности – точно так же, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Уважать и знать. Знать о соседе больше, знать его привычки, его историю, его психологию. Уважать его традиции, его историю, его народ. Что главное в деловом и простом человеческом общении? Люди. Именно с людьми нам приходится иметь дело при налаживании любого контакта, делового либо частного характера. Их отношение к нам сформировано той средой, в которой они выросли, воспитывались. И эта среда значительно отличается от нашей. Как бы мы ни хотели увидеть у китайца европейскую логику, этого мы не сможем сделать никогда. И этого нельзя не учитывать.
С молоком матери китаец впитывает главное: в мире есть только одно цивилизованное государство – Китай. Китайцы называют свою страну – Поднебесная. Слово «Китай» на их родном языке состоит из двух иероглифов: «середина, центр» и «государство». Дословный перевод, таким образом, обозначает «срединное государство», и, согласно китайскому мышлению, все, что вокруг центра, то есть Китая, – это варварские государства. В этом и кроется секрет взаимоотношений китайцев со своими партнерами. Важно все, что важно для китайской стороны. И если можно пренебречь интересами своего иностранного партнера, если этот партнер сам не очень настаивает на своих условиях либо полностью доверился (что тоже случается) китайскому бизнесмену, в конечном итоге он, этот иностранец, окажется в проигрыше.
Целью работы является изучение психологических аспектов, приемов и методов профессионального общения с китайцами.
Для того, чтобы достигнуть цели, необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:
· рассмотреть правила китайского этикета, китайские церемонии;
· изучить обычаи и традиции китайских бизнесменов;
· изучить правила профессионального общения с китайцами.
Китайские церемонии