В целях успешного развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо регулярно применять методы развития креативности – синектику, мозговой штурм, решение творческих задач и др.
Сравнительный анализ и выбор форм обучения целесообразно осуществлять на основе следующих критериев:
• соответствие базовым принципам развития креативности – принципам активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии, благоприятной среды, а также выделенным нами принципам развития каждого личностного фактора креативности, вовлеченности преподавателя/тренера в процесс развития, двустороннего развития креативности, конкуренции между участниками процесса развития креативности;
• возможность применения основных методов развития креативности в рамках используемых форм обучения;
• направленность форм обучения на нейтрализацию барьеров, препятствующих креативному мышлению личности[4];
• учет особенностей профессиональной деятельности управленцев.
Разработка модели поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки позволяет систематизировать и оптимизировать действия по развитию креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки с учетом основных подходов к развитию креативности, факторов и особенностей развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.
Модель креативной организации должна включать в себя следующие элементы: основные ценности; миссию; общую стратегическую установку; стратегии управления капиталом; стратегию развития человеческих ресурсов; методы управления персоналом; основные принципы управления; структуру управления; стиль руководства; мотивацию и стимулирование труда персонала; подбор персонала; оценку и аттестацию персонала; организационную культуру и социокультурные условия труда.
Внедрение модели креативной организации, помимо развития креативности управленцев, актуально для решения таких практических задач, как создание конкурентного преимущества организаций; восстановление и развитие убыточных предприятий, ресурсоемких отраслей экономики за счет новых технологий и подходов; повышение эффективности работы организаций, персонал которых занят преимущественно творческим трудом.
Ключевыми действиями по развитию креативности менеджеров на всех этапах профессиональной подготовки являются: создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие креативности управленцев; разработка и внедрение программ по подготовке преподавателей и тренеров с высоким уровнем развития креативности в учебные планы вузов; издание литературы по проблемам диагностики и развития креативности и т.д.
Е.В. Батоврина в своём исследовании предлагает особую модель развития креативности менеджеров, учитывающую участие социальных институтов в развитии креативности управленцев на всех этапах профессиональной подготовки[5] (см. рис.1):
При разработке модели развития креативности управленцев, необходимо учитывать необходимость повышения участия государства и иных социальных институтов в развитии креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки.
Рис.1. Модель поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки
Государственно-институциональный подход позволяет распределить зоны ответственности за осуществление действий по развитию креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки между государством, бизнес-сообществом и образовательными учреждениями, оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия социальных институтов, участвующих в данном процессе, а также реализовывать масштабные долгосрочные проекты по развитию креативности управленцев.