Мы рассмотрим лишь несколько случаев, в которых нужен бизнес-коучинг.
Для кого-то коучинг — это техника, позволяющая расставить приоритеты в жизни. Нам всем знакомы ситуации, когда в компании одновременно идет несколько проектов, необходимо решать множество текущих вопросов, которые появляются постоянно. В то же время руководителю необходимо развиваться как личности, поддерживать свое здоровье, видеться с семьей, в конце концов. Нужно успеть все, а для этого необходимо уметь расставлять приоритеты. Коучинг позволяет сбалансировать жизнь, выделить наиболее важные задачи, составить так называемый план действий, который позволит учесть все свои интересы, а также цели и задачи компании.
Коучинг также необходим тому, кто находится в кризисной ситуации. Не все идет гладко, но человек понимает, что из любой ситуации можно найти выход, которого он просто сейчас не видит. Это так называемое коробочное мышление (ограниченное, как если бы человек смотрел в щель в небольшой коробке и больше ничего не видел). Коуч помогает руководителю увидеть картину действительности полностью и понять, как в этой ситуации нужно действовать, расширяя ее границы.
Коуч-технологии также необходимы для развития лидерских качеств. Мнения расходятся: некоторые полагают, что лидерство — это врожденное качество, некоторые — что приобретенное. Есть также мнение, что, имея задатки к лидерству, человек может это качество развить и «отшлифовать». Коучинг действительно позволяет это сделать, но здесь важно осознанное желание клиента стать лидером. И часто, на этапе формирования запроса выясняется, что клиент хотел стать лидером, но не задумывался, что означает это понятие, а также что даст ему лидерство в будущем. И это, я полагаю, основные проблемы, рассматриваемые на коуч-сессиях, — сформировать коуч-контракт так, чтобы он соответствовал желанию клиента, а не был уступкой внешнему влиянию.
Александра Манихина, клиент коуча: «Для меня коучинг — это инвестиции в дальнейшее профессиональное и личностное развитие: составление стратегического и оперативного плана, выявление своего потенциала и путей его дальнейшего развития».
Задача, которую часто ставят клиенты, — повысить эффективность своих управленческих решений и реализации стратегических задач. Придумать управленческое решение порой легко, но сложно его внедрить в компании. Получить положительный результат, увидеть последствия выполнения данных решений — с этими вопросами также работают клиент и коуч. Хотелось бы подчеркнуть, что работают именно оба, т.е. не клиент слушает коуча и выполняет его задания (едва ли можно вообще давать клиенту какие-либо советы, многие читающие эту статью, знают, как эти советы работают). Под работой я понимаю совместный труд, поиск решений с помощью известных, а порой и создаваемых на коуч-сессии технологий.
Мария Богданова, клиент коуча: «Для меня коучинг — это инструмент, позволяющий раскрыть мой внутренний потенциал в профессиональной области, выделить приоритетные цели и сконцентрироваться на их достижении, а не распыляться на мелкие, незначительные задачи. Коучинг позволяет достигнуть гармонии между самореализацией в профессии и семейным уютом, распределением рабочего и свободного времени, внутренним диалогом и общением с друзьями». Клиент, работая с коучем, формирует уверенность в том, что он может достичь своей цели и понимает, каким образом он может ее достичь.
При этом можно использовать и инструменты бизнес-планирования, и диаграммы Ганта и многое другое. Очень важно, чтобы клиент не только понимал, каким образом он будет достигать результатов, но и видел шаги, необходимые для достижения целей, конкретика — это одно из преимуществ коучинга. Если в консалтинге часто можно встретить решение или набор решений для конкретной ситуации, то в коучинге это конкретные действия именно для этого клиента, а для другого клиента будут необходимы совсем другие действия. Только сам человек с помощью коуч-технологий может понять, какие действия ему необходимо предпринять для достижения конкретных результатов, другой человек за него это сделать не сможет.
В чем ценность работы руководителя с коучем? Основные направления работы таковы:
_расстановка приоритетов в решение бизнес-задач;
_повышение личной эффективности в работе;
_развитие лидерских навыков;
_прояснение бизнес-стратегии и тактики.
Елена Мацнева, клиент коуча: «Ценность работы с коучем заключается в повышении собственной самооценки в хорошем смысле этого слова. Нужно видеть во всем позитив, понимать, что учишься только на своем опыте, осознавать, что происходит вокруг, видеть результат не после проделанной работы, а представлять его во всех деталях до предполагаемого проекта». Но помимо этой внешней работы идет еще и внутренняя.