Под менеджментом принято понимать проверенные временем устойчивые алгоритмы организации и управления человеческими коллективами с привязкой к конкретно-историческим условиям в режиме ответных реакций на внешние природные и антропогенные воздействия. Они могут быть использованы всеми управляющими элитами и во всех пирамидах управления, сверху донизу. Данное определение не позволяет объяснить, почему в те или иные периоды и в одних организациях менеджмент, понимаемый как способ организации и управления отдельными человеческими единицами и их группами, оказывается более эффективным, чем в других.
Для объяснения разницы в эффективности отдельных вариантов менеджмента множество применяемых теорий может быть разделено на две группы: первые находят основным воздействующим звеном тонкости организующего влияния на отдельного человека микроколлектив (Ф. Тейлор, А. Файоль и приверженцы теории Х), вторые находят рациональное управленческое решение в использовании индивидуальных качеств отдельных работников и их агрегированных масс (Т. Левитт, Д. Мак-Грегор и другие представители теории Y).[10]
В одной и той же стране менеджмент бывает высокоэффективным, а затем его эффективность может снижаться, и наступает стагнация, приводящая к социальным потрясениям. В странах с низким уровнем общественного производства и неэффективным менеджментом начинается экономический подъем, который зачастую определяется эффективностью менеджмента. Общим при рассмотрении эффективного и неэффективного менеджмента в различных государственных образованиях в разное время является взаимодействие менеджмента и его влияние на количественный и качественный состав национальной инфраструктуры.
Отмеченные на примерах и статистических данных взаимозависимости состояния общего национального (складывающегося из локальных управленческих решений) менеджмента и инфраструктуры могут быть объяснены при широкой трактовке сущности инфраструктуры. Так, у Р. Иохимсена в состав инфраструктуры включаются не только собственно технические (материальные) составляющие, но и институциональные (действующее законодательство, в том числе трудовое право), а также персональная составляющая (персонал в широком смысле этого слова). Именно персонал является средой существования менеджмента как науки и практических алгоритмов управления. Таким образом, персонал является частью инфраструктуры, понимаемой как система, причем ее наиболее динамичной составляющей, в отличие от материальной и институциональной компонент. В таком качестве он оказывает влияние на состояние инфраструктуры, также как другие ее компоненты оказывают влияние на персонал (не вызывает сомнения влияние на существование общества различных законодательных актов, в частности для реализации управленческих решений большое значение имеет выбранная система оплаты труда; также не вызывает сомнения влияние развития средств связи или состояния дорожной инфраструктуры на способы организации, контроля и доставки персонала к месту трудовой деятельности).[11]
В современных условиях существования экономики (постиндустриальная эпоха) именно влияние персональной составляющей приобретает решающее значение для качественных и количественных трансформаций инфраструктуры. В этом смысле менеджмент, являясь средством мотивации или демотивации трудовых коллективов, будет приобретать свойства инструмента проградиентного развития или деградации связанных с ним инфраструктурных компонент.