Рассмотрим теперь подробно метод интервью. Интервью относится к количественному методу.
Интервью – метод получения первичной информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом воздействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.
Интервью в сравнении с другими видами опроса имеет свою уникальность. Главным отличием является то, что происходит общение между социологом и респондентом. При проведении интервью следует отметить особую роль интервьюера, его инициативу. В этом случае контакт между интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует интервью и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного ответа на вопросы.
Интервью могут классифицироваться:
По целевому назначению: |
· ретроспективное (имеет целью оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации); · интроспективное (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий); · проективное (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях). |
По типу опрашиваемых лиц: |
· экспертов · простых респондентов · ответственных, должностных лиц |
По количеству опрашиваемых респондентов: |
· индивидуальное · групповое |
По процедуре: |
· однократное · многократное · фокусированное · глубинное · ненаправленное |
По способу общения социолога и респондента: |
· личное · телефонное |
По месту проведения: |
· по месту жительства · по месту работы |
По цели исследования: |
· разведывательное · контрольное · основное (сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке) |
По способу регистрации ответов: |
· с записью в опросном листе · с записью на магнитофоне · с ассистентом |
По форме и технике опроса: |
· стандартизированное · полустандартизированное · нестандартизированное |
Результат теоретической части работы:
Преимущества данного метода заключаются в следующем:
· появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента
· этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам
· в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные уточняющие вопросы
Однако у этого метода есть свои недостатки интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий высочайшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов.
Проведение интервью требует хорошей подготовки. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабельность), и достаточно высокая общая культура, и умение быстро переключаться на новые вопросы, искать выход из сложных ситуаций общения.