Чтобы понять любой вопрос или проблему, нужно знать, в чем этот вопрос или проблема состоят, какого рода информация требуется для их осмысления, изучить аудиторию, на которую этот вопрос или проблема влияют, подобрать пути их решения. Для этого нужно провести контролируемый сбор информации, то есть провести социологическое исследование.
Социологическое исследование - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. [1]
Социологические исследования можно классифицировать:
« А) В зависимости от цели: теоретико-прикладное( исследование ориентировано на разработку теорий и выявление социальных тенденций развития). Прикладное (направлено на конкретные социальные проблемы и предполагает их практическое решение);
Б) В зависимости от задач: разведывательное, пилотажные(применяются для проверки качества разработанной программы), описательные(прим если необходимо получить сведения целостного характера об изучаемом явлении или процессе без глубокого проникновения внутрь), аналитические( предполагают выявление причин социального явления, в результате которого должны быть получены способы решения выдвинутой проблемы), экспериментальные (проводятся, если методом сбора информации выбирается эксперимент), проектно-конструкторские( проводится, когда нужно построить социальную модель);
В) В зависимости от объекта: монографические, сравнительные;
Г) В зависимости от периодичности: разовое, повторное (несколько раз). Повторные делятся на: панельные (изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по одинаково единой программе и методике); монгитюдное (изучение в течение ряда лет одной и той же совокупности людей по близким проблемам); когортные (многостороннее изучение групп людей одного поколения); трендовые (исследования без сохранения выборочной совокупности); мониторинговое (повторное исследование общественного мнения по различным программам);
Д) От сроков проведения исследования: долгосрочные(несколько лет), среднесрочные(от нескольких месяцев до года), краткосрочные(1,2 месяца), эскпресс (моментально);
Е) От масштаба: международное (как мин 2 страны), общенациональное(одна страна), региональное (один регион), отраслевое (в рамках отрасли), локальное (для отдельного предприятия или отрасли);
Ж) От метода сбора информации: опрос
-метод сбора первичной социальной информации, при котором респондентам в письменной или устной форме задают специально подготовленные вопросы и просят ответить на них; интервью
– метод получения первичной информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента; наблюдение
– когда происходит прямая регистрация событий очевидцев; анализ документов
- происходит путем анализа документов; эксперимент
-метод направленный на проверки гипотез относительно причинно-следственных связей между социальными явлениями путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий;
З) От объема охвата объекта исследования: сплошные (опрашиваются все представители ГС); выборочные(только часть по заранее определенным критериям);
И) От места проведения: полевые(в реальных условиях), лабораторные( в искусственно созданных условиях).
Два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными.
Первый класс образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации.
Подразделяется на два подкласса:
первый подкласс - приемы, связанные с установлением надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях.
Для эффективного использования соответствующих методов существуют три основных приема:
1) приемы контроля надежности первичной информации на обоснованность, устойчивость, точность;