Необходимо провести сравнительную характеристику возможностей, которые предоставляет выбор стратегии расширения за счет слияний или поглощений, и сложностей, которые могут быть связаны с реализацией данной стратегии расширения.
Выделим сравнительные преимущества и сложности реализации стратегии расширения за счет слияний или поглощений (см. таблицу 1.1).
Таблица 1.1 Преимущества и сложности, связанные с реализацией стратегии расширения за счёт слияния и поглощения
Преимущества реализации стратегии за счёт слияния или поглощения |
Сложности, связанные с реализацией стратегии расширения за счёт слияния или поглощения |
1. Экономия времени при достижении поставленной цели |
1. Сложности с оценкой компании-цели |
2. Снижение издержек адаптации |
2. Сопротивление компании-цели |
3. Снижение издержек конкуренции |
3. высокие финансовые расходы |
4. Объединение ресурсов, позволяющих добиться дополнительных преимуществ |
4. Проблемы объединения компании после проведения сделки слияния |
5. Экономия на транзакционных издержках |
5. Сложности с персоналом и организационной культурой |
6. Получение доступа к стратегическим активам |
Рассмотрим подробнее преимущества реализации стратегии расширения за счет слияний и поглощений.
Одним из главных условий, которые учитывают компании при планировании pacширения за счет слияний или поглощений, является возможность экономии времени при достижении поставленной цели. Рост через слияния и поглощения может быть более быстрым в условиях необходимости оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию. Возможности для расширения могут быть привлекательными в течение определенного времени, и органический рост может не позволить ими воспользоваться. Объединение с другой компанией сэкономит время и необходимое для создания собственной компании, поиска поставщиков, наладки производственных процессов и формирования дистрибьюторской сети.
Следующий немаловажный фактор, влияющий на способ реализации стратегии расширения, - возможность снижения издержек адаптации. Например, компания принимает решение осуществлять деятельность в другом географическом регионе. В данном случае слияния или поглощения с местными компаниями являются менее затратными и рискованными, поскольку снижаются издержки адаптации к специфическим для данного региона условиям функционирования. Наглядными являются примеры, когда крупные банки, стремясь проникнуть в другие peгионы, поглощают местные банки со сложившейся филиальной структурой и клиентской базой, а также поглощения крупными операторами сотовой связи более мелких компаний данной отрасли в иных географических областях [2].
Важное значение также имеет возможность снижения издержек конкуренции. Стратегия может предполагать экспансию компаний в другие отрасли. Стремление компании к освоению нового для неё бизнеса может быть продиктовано такими целями, как, например, выравнивание денежных потоков либо освоение отрасли с большими перспективами. Создание собственного предприятия в новой отрасли может быть сопряжено с издержками на преодоление барьеров вхождения и издержками конкурентной среды.