Рассмотрим теперь действия в обстоятельствах КЗ, которые можно образно назвать «ход конем», или «психологическое айкидо».
Напомним, что главный принцип японской борьбы айкидо заключается в том, чтобы действия противника обратить против него самого, противопоставляя его силе мягкость. В отечественной боевой традиции «любки» существует аналог этого принципа, который называется «позволение»: боец позволяет противнику нанести удар, но, будучи физически гибким, пластичным и мягким, добивается того, что действия нападающего для него неопасны - все удары проходят «вскользь».
При этом боец собран и внимателен, но не напряжен, поэтому защищен и своевременно получает достаточно информации для эффективной обороны и атаки. И восточный, и отечественный стили ведения боя часто напоминают танец, хотя техника «любков» отличается от техники айкидо.
К чему мы говорим об этом? Кто в данном случае атакует и кто защищается? Как, используя эти принципы, подойти к разрешению конкретной ситуации КЗ? Приведу наглядный пример из своей практики. Однажды в режиме онлайн я отвечал на вопросы, касающиеся проблем развития бизнеса в условиях кризиса. Ниже дословно приведен один из таких вопросов и ответ на него.
Вопрос: «Все говорят, что кризис - это время широких возможностей для бизнеса. Что это значит? Есть ли у психолога, коуча или бизнестренера рекомендации, как найти эти возможности?» Ответ: «Представьте, что к вам в офис пришел бизнес-консультант и дал бесплатную консультацию по основным вопросам, касающимся организации вашего бизнеса.
Он подробно рассказал вам о слабых сторонах бизнес-процесса в обстоятельствах кризиса и подчеркнул сильные стороны. Вы благодаря этому теперь лучше понимаете, что необходимо изменить, усилить, поддерживать и развивать, для того чтобы ваш бизнес был более устойчивым и рос в этих условиях. Именно в роли такого консультанта и выступил кризис.
Вы можете самостоятельно или с коллегами проанализировать максимально возможное количество событий и изменений (положительных и отрицательных, с вашей точки зрения), произошедших с вами и вашим бизнесом в результате кризиса. Извлеките из этого анализа уроки и действуйте, используя имеющиеся в вашем распоряжении возможности».
«Тот, кто нам мешает, - тот нам поможет!» - невольно вспоминается в данном случае афоризм из гайдаевской комедии. Конечно, в роли атакующей стороны выступает кризис, а защищающейся - бизнесмен, который может что-либо предпринять в сложившейся ситуации. У него есть два основных варианта решения проблем.
1. Немедленное совершение прямых контрдействий: привлечение дополнительных средств / специалистов (каких и сколько?) и выживание за счет этого без учета внутренних и внешних причин, которые привели к возникновению данных проблем. Этот вариант защиты, жесткий, затратный с точки зрения ресурсов, основанный на поверхностном анализе ситуации, дает в итоге низкий КПД развития бизнеса и его участников.
2. Позволение происходить тому, что происходит, наблюдение за состоянием бизнес-процессов в текущих условиях (прежде всего анализ слабых / сильных мест и внутренних возможностей) и только после этого совершение эффективного ответного действия на основе полученной информации. Это мягкий вариант защиты с более глубоким изучением проблемной ситуации, обеспечивающий более высокий КПД развития бизнеса и его участников.