Традиционное определение дауншифтинга звучит следующим образом: это сознательное понижение человеком карьерной планки, материального достатка, должностного и социального статуса в связи с субъективным переживанием своего положения как навязанного извне, несвойственного данной конкретной личности.
Это явление (а точнее, понятие), сравнительно недавно «перекочевавшее» к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо русскому человеку по многочисленным историческим фактам: «опрощение», «толстовство», «хождение в народ», отказ от власти и денег и уход в монастыри и скиты, сложение царских полномочий - вот далеко не полный перечень примеров дауншифтинга «по-русски».
Совершенно неслучайно в современном, в частности российском, бизнесе дауншифтинг получил широкое распространение. Один из его вариантов - стремление деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью и статусом, нет необходимости в контроле неконтролируемых бизнес-процессов, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форсмажорных обстоятельств различного масштаба и т.д.
Подобный уход, выглядящий в некоторых случаях как «отключение» от всех проблем, например, с помощью алкоголя, экстремальных развлечений, полной смены окружающей обстановки (как вариант - жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке), в известной степени вынужденный шаг.
Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на карьеру, и на потребности, и на статус, и вообще на жизнь. К тому же причины глобального кризиса, плоды которого мы уже начали пожинать, заключаются в том числе и в нежизнеспособности старой психологической модели социально-экономических отношений.
Очевидно, что в условиях функционирования этой модели количество порождаемых ею противоречий переходит в качество, т.е. в глобальный социально-экономический коллапс. Несостоятельность некоторых психологических установок и стереотипов, в рамках которых главным образом и существовал до сегодняшнего дня бизнес («Цель бизнеса и карьеры - прибыль», «В бизнесе и карьере не обойтись без манипуляций другими людьми» и т.д.), становится все более очевидной.
Некоторые люди, попавшие в жесткие условия построения карьеры, начинают «на собственной шкуре» чувствовать, что бизнес, задача которого приносить прибыль, не существует сам по себе: бизнес «делает» человек, и эта связка неразрывна.
Но деловые люди, чья основная цель - строить карьеру, «выколачивая» из всего деньги, это еще и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на ее качество.
Карьера, статус, уровень благосостояния, безусловно, могут быть значимыми факторами, играющими важную роль в процессе удовлетворения человеком своих потребностей, но не единственными, особенно если речь идет о максимально полной самореализации.
Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса («кто кого»), помимо чувства радости от удовлетворения своих потребностей, азарта от «охоты» и игры «на миллиарде», упоения от погони за властью и статусом, потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт (а как иначе, если на тебя все время кто-нибудь «охотится» и эта «охота» является основным и неизменным содержанием жизни): дискомфорт, оттого что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя; боль и страх, оттого что рано или поздно ты становишься «добычей» более проворного «охотника»; путаница, оттого что непонятно, как вообще можно строить жизнь иначе.
Огромное количество бизнесменов, активных и деятельных, по сути, постоянно сталкиваются с событиями, вызывающими боль и страх, либо находятся в ожидании этих событий и переживаний (последнее часто еще хуже для психического и физического здоровья человека с точки зрения патопсихологии).