Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает погружение слушателей в процесс. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах и полностью погружаются в обучение, это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга. Учебно-развивающий динамический процесс активного обучения на тренинге имеет шесть стадий:
1) начало контакта;
2) подъем и мотивация;
3) сопротивление и возражения;
4) высшая точка;
5) успокоение;
6) завершение.
Наличие эффективных навыков позволяет тренеру на каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым фактором развития.
Начало контакта — 80% успеха тренинга
Перед началом тренинга люди собираются в учебной аудитории. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. У каждого свои проблемы и заботы. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее состояние готовности к обучению.
Наступает время занятия, и тренер выходит в центр. Приветственные слова, его внешний вид, настроение, выражение лица — все это начинает работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока люди только начинают включаться в обучение, рассматривают тренера и стремятся его понять.
Некоторые из слушателей знают тренера по его книгам и статьям, видели его фотографию в Интернете. Другие видят и слышат его в первый раз. В любом случае происходит общее знакомство тренера с группой и группы с тренером. Важно, что в эти 10–15 минут происходит зарождение творческого потока, в котором инструментом и ведущим фактором является тренер.
Задача тренера — сделать группу единым коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее желание двигаться к цели, получать информацию, опыт. Выходя с особым настроем, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружает их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную и яркую, нежели их жизнь и работа. Итак, в момент начала тренинга тренер:
привлекает внимание группы;
удерживает внимание слушателей, концентрируя его на теме занятия;
презентует себя, вызывая интерес и доверие;
устанавливает оперативный эмоциональный контакт с аудиторией.
Подъем и мотивация
Стадия подъема и мотивации наступает сразу же после начала контакта и обычно продолжается до получаса. Увлекая за собой, тренер активизирует внимание слушателей, поднимает их энергию и мотивирует на обучение. На этой стадии участники определяют, будет ли им интересна тема тренинга, смогут ли они проявить доверие к тренеру, оправдаются ли их ожидания. В случае успеха тренер увидит заинтересованные глаза слушателей. В противном случае многие участники будут открыто демонстрировать раздражение и неприятие. Понять их можно: они оплатили занятия и теперь тратят свое свободное и рабочее время. Как клиенты, они имеют полное право получить высококачественный учебный продукт. Обращать внимание на невербальные сигналы необходимо в течение всего тренинга, но особенно в начале и на стадии подъема: еще есть время сменить тактику ведения группы, при необходимости добавить темы, интересные для большинства участников. На этой стадии важны способности тренера к:
четкому и структурированному изложению материала, логичному выстраиванию учебного занятия;