Потребность в лидерстве проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми в условиях тренинга. По существу такая потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей. Лидерство тренера базируется на его высокой компетентности и опыте. Он должен владеть информацией, примерно в четыре раза большей, нежели требуется для актуального контакта. Если тренер сомневается при ответе, то демонстрировать это не стоит, лучше сказать так: "Давайте обсудим эту точку зрения!" — или так: "Есть ли другие мнения в группе?" Он сохранит инициативу, обращаясь к групповому ресурсу (опыту и знаниям участников). Если тренер неуверенно отвечает на вопросы и со страхом реагирует на возражения, участники испытывают тревогу и сожаление, что они выбрали этот тренинг и этого тренера. По статистике, неудовлетворенный и разочарованный клиент расскажет двенадцати своим коллегам и друзьям о неудачном тренинге. Такое негативное "сарафанное радио" существенно снижает неформальный рейтинг тренера на рынке бизнесобразования.
Потребность в новизне проявляется в желании бизнес-тренера постоянно получать новую информацию, впечатления, налаживать контакты с новыми людьми. Работа тренера проектная (она завершается при окончании тренинга). У тренера всегда новые группы и участники, регионы и программы. В настоящее время в условиях нестабильной экономики, когда уменьшаются бюджеты на обучение персонала, активно работают тренеры, имеющие широкую специализацию. Такой специалист должен уметь не только проводить тренинги по разным темам, но и консультировать, давать интервью, писать статьи и книги. В условиях стабильной экономики, когда активность заказов на обучение достаточно высока, чтобы избежать рутины и однообразия, тренер должен вводить в свои программы новые игры и упражнения. Кроме этого, если у тренера развита потребность в новизне, он придумывает для себя новые внутренние установки. Желательно, чтобы они были актуальными. Например, сейчас отлично звучат призывы к преодолению кризиса и сохранению оптимизма. При этом их нужно не только проговаривать, но и демонстрировать в своем настроении и поведении на тренинге. Свежесть, яркость и новизна всегда привлекают группу.
Потребность в творчестве проявляется в направленности тренера на решение новых, нестандартных проблем, разработку креативных программ, формулировку новых идей. В условиях тренинга полезны "мозговые атаки" по нерешенным вопросам, в которых участвует большинство слушателей, это придает тренингу поисковый характер и создает условия творческой свободы в группе.
"Мозговая атака" может проводиться не только в группе, но и индивидуально. "Атакуй свою голову!" — такой призыв я услышала от одной из участниц. Другими словами, умей самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, проявляя гибкость и креативность.
Потребность тренера в общении — это его способность активно коммуницировать с участниками в ходе тренинга, никогда не проявляя усталости и раздражения. Кроме того, тренер общается со слушателями в кофе-паузах и во время обеденного перерыва. Нередко именно в неформальных зонах слушатели задают самые интересные вопросы, и на них необходимо ответить. Желательно, чтобы тренер принимал участие в выездных тренингах во внеучебное время, корпоративах. В этом случае, правда, рекомендуется держать разумную дистанцию, не смешивая профессиональное и личное. После тренинга тренер общается со слушателями в режиме онлайн: высылает дополнительные материалы, консультирует, отвечает на вопросы, разбирает кейсы. Это может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.