Процедура исследования и оценки квалификации гражданского служащего, его деловых и личностных качеств осуществляется с использованием различных аналитических методов в рациональном их сочетании. К основным из таких методов можно отнести:
а) сравнительно-логический анализ.
Метод сравнительной оценки предполагает проведение ранжирования по очередности руководителей и специалистов. При этом методе оценивающий упорядочивает аттестуемых работников от "сильного" к "слабому" по определенным критериям: своевременность выполнения заданий, качество работы, самостоятельность, инициатива, творчество и т.д. рекомендуется оценивать сначала от "сильных" к "слабым", потом в обратную сторону. В результате "сильных" работников следует продвигать, "средних" - поощрять, "слабым" - помогать улучшить работу;
б) экспертная оценка и самооценка.
Оценка качеств гражданских служащих по каждому из показателей, приведенных в приложениях 4 и 5, может проводиться с помощью экспертов по пятибалльной системе. Высший бал ("5") ставится, если то или иное качество проявляется всегда, "4" - почти всегда, "3" - проявляется и не проявляется в равной мере, "2" - проявляется редко, "1" - не проявляется совсем.
Для каждой категории и группы гражданских служащих рассчитываются нормативные показатели, учитывающие относительную важность каждого из качеств.
Среди экспертов должно быть не менее двух работников из числа руководителей гражданского служащего, двух работников одного ранга с аттестуемым и двух представителей более низкого ранга (применительно к аттестуемому руководителя желательно подчиненных). Экспертиза осуществляется анонимно.
По результатом проведенной экспертами оценки заполняются таблицы средних экспертных оценок.
После оценки каждого качества вычисляется средняя оценка по группе качеств.
В итоге определяется общая средняя оценка качеств.
При экспертном методе оценки аттестуемых гражданских служащих очень важно подобрать конкретный соответствующий перечень показателей качеств, сформировать квалифицированный и объективный состав экспертов, провести тщательный анализ результатов экспертизы.
Наряду с оценкой, проводимой экспертами, допускается самооценка своих качеств аттестуемым;
в) социологическое исследование.
Социологическое исследование построено на опросах и интервьюировании с учетом специфики деятельности различных органов исполнительной власти. Для проведения анкетирования разрабатываются специальные вопросы к аттестуемым, основанные на характере деятельности того или иного органа исполнительной власти.
В результате оценки качеств гражданских служащих на основе анкетирования и экспертизы соответствующих показателей выявляются негативные и положительные стороны их деятельности, которые служат основными критериями для проведения аттестации.