Для работников творческого труда основной является потребность в самоактуализации. Согласно концепции А. Маслоу, «креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более значимыми, чем любые другие. Испытываемая ими потребность в актуализации творческого потенциала не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей, очень часто они творят вопреки неудовлетворенности» [2].
И хотя потребность в самоактуализации является основной, талантливые люди не отрекаются от удовлетворения обычных человеческих потребностей. Как и все люди, творческие работники хотят быть любимыми и любить, хотят быть в состоянии содержать свою семью и обеспечить будущее своим детям, хотят, чтобы их уважали и признавали, хотят быть уверенными в завтрашнем дне. Потребность в самоактуализации не подменяет другие потребности, а существует параллельно с ними.
Так, композитор Яков Дубравин говорит: «Я не могу не писать. Это такая же потребность, как почистить зубы, позавтракать. Процесс творчества непрерывен».
В.А. Новиков замечает: «Процесс творения – это давление изнутри, этому нельзя противиться или как-то воспрепятствовать. Но то, что «художник должен быть голоден», об этом не может быть и речи. Художник должен быть сыт! Как любой нормальный человек, он должен быть в состоянии своим трудом обеспечить себе достойную жизнь».
Поскольку потребности творческих людей, по сути, идентичны потребностям любого другого человека, то для мотивирования творцов целесообразно использовать уже существующие теории мотивации, ставшие классическими. Хотя, безусловно, необходимо учитывать и специфику творческого труда.
Согласно теории Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей), работники творческого труда, как и любые другие, стремятся удовлетворить не только потребность в самоактуализации, но и другие приобретенные потребности – в успехе, причастности, власти.
Согласно концепции Ф. Герцеберга (двухфакторная мотивационно-гигиеническая модель), у работников творческого труда будут вызывать раздражение и неудовлетворенность плохие условия работы, низкая заработная плата, отсутствие понимания со стороны начальника и коллег, а мотивировать их будут такие факторы, как признание достижений, высокая степень ответственности и т.п.
Согласно концепции В. Врума (теория ожиданий), работники будут выстраивать свое поведение исходя из того, какие усилия им придется приложить для достижения результата, какое вознаграждение они могут получить и насколько это вознаграждение привлекательно для них.
Наконец, согласно теории С. Адамса (теория справедливости), творческие работники будут стремиться получить справедливую оценку своего труда и сравнивать свое вознаграждение с вознаграждением других работников в отрасли и своей организации.
Таким образом, различные теории мотивации могут быть в целом применены к специалистам творческих профессий, однако необходимо принимать во внимание и некоторые особенности, перечисленные ниже.