В своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Друкер наряду с другими вопросами рассматривает проблему управления производительностью работников умственного труда. Характеристика сотрудников такого типа, представленная в данной книге, может быть в полной мере отнесена и к специалистам творческих профессий [1].
Друкер выделяет шесть факторов, влияющих на производительность работников умственного труда.
1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос, в чем заключается производственное задание? 2. Ответственность за производительность труда целиком возлагается на сотрудника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры), им необходима независимость.
3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда, он должен отвечать за внедрение нововведений.
4. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой – постоянно обучать.
5. Производительность работников умственного труда не измеряется количеством или объемом (во всяком случае это далеко не главные показатели), зато качеству придается огромное значение.
6. Для повышения производительности работника умственного труда необходимо воспринимать его не как «издержки», а скорее как «капитал». Важно, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям.
Перечисленные факторы мотивации совершенно справедливо можно отнести и к деятельности представителей творческих профессий. Так, писатель видит перед собой определенную задачу – написать роман, актер – сыграть конкретную роль, художник – написать картину. В отличие от работников физического труда, для которых важно то, каким образом должно быть выполнено производственное задание, представители сферы культуры сосредоточиваются в первую очередь на том, в чем именно заключается само «производственное» задание.
В процессе работы творца сложно проконтролировать, т. к. ответственность за выполнение работы полностью возлагается на него. Поиск новых способов выражения, самосовершенствование и обучение являются неотъемлемой частью творчества.
Качество – это своеобразная оценка конечного продукта творческого труда. Так, качество художественного романа является одним из важнейших показателей, который влияет на то, будет роман популярен или нет. Соответственно, творческие способности писателя можно рассматривать как своего рода «капитал», потенциальный источник дохода.
Если физический труд на протяжении всего развития менеджмента рассматривался как затратный, а эволюция его производительности шла по пути сокращения издержек, то творческий труд в рамках сферы культуры можно рассматривать как основной капитал организации, хоть он и не является материальным. В работе с деятелями культуры ни о каком снижении издержек не может идти речи, на что ссылаются американские ученые У. Баумоль и У. Боуэн, приводя следующий аргумент: «Никто еще не нашел возможности сократить затраты на исполнение квартета Шуберта в течение 45 минут, равные трем человеко-часам» [6].
В отличие от работников физического труда, которые не владеют средствами производства, обладатели творческих профессий более независимы: скорее это они нужны работе, чем она им.
Так, зрители пойдут смотреть балет в Мариинский театр потому, что только там танцуют Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина.
Именно люди, с их способностями и идеями, являются основным капиталом организации. Когда источником дохода для организации является талант каждого отдельного работника, чрезвычайно важным становится поиск ответов на вопросы, как привлечь и удержать таких работников и как сделать их талант максимально производительным.