1. Завтра.
2. Через месяц.
3. По ситуации.
Правильного ответа среди перечисленных нет, а задача провокационная: заняться очисткой пруда нужно было вчера или сегодня.
Я всегда спрашиваю руководителей: когда лучше начать заниматься созданием корпоративной стратегии продаж? Чаще всего они отвечают следующее: "как получится", "по ситуации", "скоро". Частный детектив
Для определения КСП руководители компаний могут использовать SWOT-анализ. Его полезно проводить при: 1) определении стратегических целей предприятия или отдельных подразделений; 2) анализе позиций товара или услуги на рынке; 3) контролировании деятельности различных отделов (например, работы службы продаж).
При составлении матрицы SWOT-анализа важно понимать разницу между элементами (табл. 1).
Силы и слабости находятся в области ответственности руководителя. Он может влиять на эти элементы, работая с ними и улучшая. Дальнейшее планирование деятельности строится исходя из полученных слабостей.
Силы — это ресурсы, на которые руководителю важно опираться в работе со слабостями.
Силы и слабости определяются субъективно, и это нормально. Любое представление компании идет от руководителя.
Возможности и угрозы — такие элементы, которые руководитель не контролирует: они находятся вне зоны влияния организации. Их представление также является субъективным взглядом того, кто анализирует.
На рис. 2 схематично изображена последовательность действий, которые необходимо предпринять после составления матрицы SWOT-анализа.
В табл. 2 освещены основные этапы работы с результатами SWOT-анализа при разработке КСП.
В табл. 3 приведен пример матрицы SWOT-анализа для конкретной компании.
В итоге вырисовываются следующие перспективы:
- Какой будет компания через три года? Крупное сетевое агентство с филиалами в пяти крупных городах России (Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Москва).
- Что будет источником развития и улучшения? Что может принести неудачу? Источник развития — финансовые и человеческие ресурсы, следование четкой стратегии развития. Проблемой могут стать неблагоприятные экономические условия в России.
- В какой среде работает агентство? В условиях жесткой конкуренции. Сила компании заключается в умении разрабатывать и качественно реализовывать эффективные программы продвижения за счет:
— опытных креативных сотрудников;
— топ-менеджеров с надлежащим уровнем образования;
— высоких стандартов предоставления услуг.
- Какие изменения предстоят в будущем? В связи с выходом агентства на федеральный уровень требования клиентов станут более жесткими, увеличится ответственность за результат.
Еще больше возрастет конкуренция с рекламными агентствами Москвы.
- Как можно повлиять на будущее и стать ведущей компанией региона / округа / страны? Необходимо предпринять следующие меры:
— разработать, внедрить, четко следовать и своевременно вносить изменения в корпоративную стратегию развития;
— доработать должностные инструкции всех сотрудников, сформировать систему отбора персонала на входе, требовать четкого исполнения инструкций и правил;
— постоянно повышать уровень знаний сотрудников фирмы.