5. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
6. Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, в первую очередь во внешней среде организации. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой – структура управления организацией отвечает "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.
7. Термин "стратегическое управление" был введен на стыке 1960-79 гг., для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость проведения такого различия была вызвана переходом к новой модели управления развитием организации в меняющейся среде.
8. В стратегическом планировании, по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений о внешней и внутренней среде фирмы. Отличием стратегического планирования от долгосрочного также является его вариативность, т.е. разработка альтернативных версий развития будущего фирмы.
Приложение 1
Ограничивающие условия |
Предприятие в условиях рыночной экономики |
Предприятие в условиях директивно-плановой экономики |
1. Ресурсные ограничения |
Редко бывают эффективными |
Почти всегда эффективны, более узкие, чем ограничения, обусловленные спросом |
2. Ограничения, обусловленные спросом |
Почти всегда эффективны |
Редко бывают эффективными |
3. Бюджетные ограничения |
Жесткие |
Мягкие |
4. Производственный план |
Автономный, формируется предприятием самостоятельно. |
Устанавливается на уровне ресурсных ограничений и не достигает границы ограничений, обусловленных спросом |
Таблица 1. Два типа предприятий и действительные ограничения.[18]
Приложение 2
Параметры |
Управление на основе контроля |
Управление на основе экстраполяции |
Упра вление на основе предвидения изменений |
Стратегическое управление | |
Допущения |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются |
Новые явления/ тенденции предсказуемы |
Частичная предсказуемость по слабым сигналам | |
Тип изменений |
Медленнее реакции фирмы |
Сравним с реакцией фирмы |
Быстрее реакции фирмы | ||
Процесс |
Циклический |
Реальное время | |||
Основа управления |
Контроль отклонений, комплексное управление |
Целевое управление |
Стратегический анализ |
Учет развития рынка и внешней среды | |
Акцент в управлении |
Стабильность/ реактивность |
Предвидение |
Исследование |
Творчество | |
Период |
С 1900 г. |
С 1950-х гг. |
С 1960-х гг. |
С 1980-х гг. | |