Правильная оценка конкурентных преимуществ организации и следование вышеназванным принципам позволит выбрать эффективную конкурентную стратегию. В современной научной литературе выделяют четырех базовых стратегий конкуренции.
1. Стратегия диверсификации. Использование данной стратегии консалтинговой фирмой, предполагает, что компания должна внимательно отслеживать содержание своего бизнес-портфеля, добавляя в него новые прибыльные услуги и изымая те, которые перестают быть рентабельными. При этом специфика рынка консалтинговых услуг приводит к тому, что перед консалтинговой компанией, в рамках выбранной ею стратегии диверсификации, всегда возникает вопрос о том, стоит ли осуществлять все виды консалтинга своими силами или привлекать субподрядчиков.
2. Стратегия лидерства по издержкам. Данная стратегия неприемлема для рынка консалтинговых услуг, поскольку основные издержки компании - это расходы на управление знаниями и оплату труда, а квалифицированные консультанты требуют высокой оплаты. Меньшие по сравнению с конкурентами издержки компания может иметь только за счет эффекта "кривой опыта", связанного с ростом внутренних навыков и технологий бизнес-процессов3. Стратегия дифференциации заключается в том, чтобы предлагать клиенту дополнительные услуги, за которые он готов платить. Эти преимущества должны быть ощутимыми и запоминающимися. Таким образом, если услуги компании смогут быть выделены из других, то она получит право на ценовую прибавку. Для этого компания должна делать акцент на своем конкурентном преимуществе, которое является важным для клиента (например, более короткие сроки проведения работ и т.д.).
4. Стратегия специализации (концентрации на нише) - это альтернатива лобовой конкуренции с лидером.
Основные слагаемые инновационной среды "новой экономики" и их учет в менеджменте