Обобщенный анализ работ ведущих зарубежных и российских исследователей нового типа хозяйствования позволяет выделить ряд тесно связанных между собой признаков нравственной экономики, напрямую зависящих от усиления роли знаний в современных социально-экономических отношениях:
замещение в классическом понимании "труда" "знаниями";
преобладание теоретического знания над овеществленным;
отказ от технократической организации производства и труда;
"социализация" труда;
деструкция основ частной собственности;
новый тип экономической власти;
формирование новых приоритетов личности и социума;
прозьюмеризм, означающий переход от "чистого производства" к "процессу".
Далее представим основные характерные черты, присущие данным признакам.
Замещение в классическом понимании "труда" "знаниями", означающее переход от чисто технических навыков к интеллектуальным, сторонники теории новой экономики выделяют в качестве основного признака, предопределяющего и обусловливающего все последующие. Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией "стоимости, создаваемой знаниями" (knowledge-value). Как подчеркивает основоположник этой теории Т. Сакайя: "…мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями"1.
Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки. На первый план в деятельности предприятий, организаций выходит задача аккумулирования интеллектуального капитала, выявления, накопления и распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. Основой развития творческого потенциала работника становится система "управления знаниями" (knowledge management), превращения фирм в самообучающуюся систему, использующую свои предприятия в качестве лаборатории передового опыта и втягивающую в процесс поиска и открытий весь коллектив. Все это дает западным ученым основание говорить о возможной замене трудовой деятельности новым типом активности, отличающимся значительными элементами творчества, ставить вопрос об исторической перспективе "классического" труда.