В анализируемом периоде сотрудничество во внешнеэкономической деятельности в основном строилось на основе двусторонних договоренностей и стимулировании государств Содружества к установлению режимов свободной торговли на двусторонней основе. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами - членами Экономического союза. В Содружестве начался поиск новых организационных форм хозяйственных связей, что явилось одной из причин создания региональных экономических объединений стран СНГ. Тенденция в переориентации внешнеэкономических связей государств Содружества на дальнее зарубежье, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения и отсутствие эффективных механизмов для "перелива" части выручки от внешнеэкономической деятельности сырьевых отраслей в развитие обрабатывающих, создает условия для формирования неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей. Определенную роль в снижении взаимного товарооборота государств Содружества на внутреннем рынке СНГ сыграла несогласованность в вопросах налоговой политики, унификации таможенного и тарифного регулирования. Первая тенденция наблюдается у государств Содружества, обладающих достаточным производством экспортных ресурсов и проводящих либеральную внешнеэкономическую политику. Вторая - характерна для стран СНГ, в которых существует жесткое государственное регулирование экономики или которые не обладают заметным объемом производства экспортных ресурсов, представляющих интерес для мирового рынка. Механизм структурной деформации и, соответственно, экономической дезинтеграции оказывает существенное влияние на структурную перестройку экономики, прежде всего, тех стран СНГ, которые обладают весомым ресурсным потенциалом и проводят политику либерализации внешнеэкономических связей.