Анализ ошибок прогнозирования в «лучшую» или в «худшую» сторону показал их разное влияние на итог ситуации. При неточности прогнозирования в сторону недооценки негативного влияния ситуация разрешается с меньшей эффективностью, потому что надежда на лучшее развитие событий приводит к меньшей настойчивости в действиях.
При переоценке возможного негативного развития ситуации оппонент вынужден принимать более энергичные меры для их нейтрализации, что приводит к лучшим результатам при ее разрешении.
Следовательно, более точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует более эффективному ее разрешению.
Перейдем к рассмотрению профилактики конфликтов, которая является одним из способов управления. Профилактика конфликтов – это их предупреждение, которое заключается в воздействии на все или некоторые его элементы до открытого противостояния. Эта деятельность очень разнообразна.
Метод предупреждения конфликтов Н.Н. Вересова разработан на основе закона «критической массы»[23].
По нему учитываются интересы четырех видов: производственные, социальные, личные, материальные. Для каждого из них есть определенная допустимая концентрация неудовлетворенности:
- для производственных интересов – 76% от общего числа членов коллектива;
- для социальных интересов – 61,5%;
- для личных интересов – 38,1%;
- для материальных – 23,5%.
Если уровень неудовлетворенности хотя бы по одному из видов приближается к критическому, необходимо принимать надлежащие меры.
Метод наблюдения способов назревающего конфликта:
1) снижение производительности труда и уменьшение выпуска продукции;
2) рост неудовлетворенности состоянием дел в организации;
3) увеличение неявок на работу;
4) массовое увольнение по собственному желанию;
5) распространение слухов;
6) стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);
7) активизация деятельности неофициальных лидеров;
8) рост эмоциональной напряженности;
9) увеличение числа локальных конфликтов;
10) коллективное невыполнение указаний руководства;
11) стихийные митинги, забастовки.
Метод диагностики уровня социальной напряженности Александровой Е.В. По мнению Е.В. Александровой данный метод дает возможность выявить проблемы, определить, кто может принять нужные решения и выработать рекомендации по урегулированию возникшей ситуации в трудовых коллективах[24]. Для этого необходимо провести факторный анализ.
К = (x¹+x²+…x)/n = 0,7,где
К – коэффициент социальной напряженности;
х¹ – фактор экономического кризиса (процент неудовлетворенности);
х² – фактор заработной платы (процент неудовлетворенности);
х – другие факторы;
n – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных экспертом респондентов.
Значение К = 0,7 (что соответствует неудовлетворенности более чем 70% опрошенных) свидетельствует об опасном уровне социальной напряженности в трудовом коллективе.
Цель профилактики – создание оптимальных условий жизни, деятельности, взаимодействия людей. Мероприятия, предупреждающие конфликт, могут осуществляться самими участниками социального взаимодействия, руководителями и конфликтологами.