Итак, основными экономическими методами управления предприятием считаются на макроуровне:
- Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.
- Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование
На микроуровне:
- система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
- система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
- система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.
Рассмотрим применение вышеуказанных методов управления руководством ООО «Бизнес Фудз».
Начнем с анализа применения на предприятии функции планирования. Совершенствование управления связано с управлением финансами предприятия или фирмы. План – система целей и стратегий по их достижению. Программа – комплекс мероприятий по реализации стратегий. Бюджет – запланированные финансовые сметы и прогнозируемые финансовые результаты, финансовое оформление программ и подсчет необходимых для этого затрат. То есть, бюджет – это финансовый план, позволяющий сопоставить затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени. Поэтому бюджет (финансовый план) – основа внутрифирменного управления. Соответственно, бюджетирование – технологии составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов – основа технологий внутрифирменного управления.
Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности и эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия. Бюджетирование позволяет сделать предприятие или фирму «прозрачной», а потому привлекательной для инвесторов. Бюджетирование позволяет также решать проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определять объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования, решать другие управленческие задачи.
Организация работ по внутрифирменному планированию на ООО «Бизнес-Фудз» строится по методу «сверху вниз» – руководство компании определяет цели и задачи, в частности, плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
ООО «Бизнес-Фудз» осуществляет свою деятельность на основе принципов коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Рассчитаем основные показатели, свидетельствующие об эффективности применения данных принципов.
1. Рентабельность (данный показатель рассчитан в таблице 2.3) за 2005 год равна:
Рентабельность продаж – 5%;
Рентабельность капитала – 16%.
Сравним полученные показатели с аналогичными показателями за 2004 год.
Рентабельность продаж – 3%;
Рентабельность капитала – 15%.
Сравнение данных показателей показывают наличие положительной динамики. Рентабельность к обороту в 2005 году увеличилась на 2% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а рентабельность капитала возросла на 1%. Положительная динамика рентабельности продаж свидетельствует об увеличении прибыльности предприятия в 2005 году и о повышении эффективности предпринимательской деятельности (увеличение прибыли предприятия с рубля продаж). Положительная динамика рентабельности капитала характеризует повышение эффективности используемого инвестируемых средств (увеличение прибыли предприятия на рубль инвестиций).